Информационная война в Арктике: что можно изменить
Что лучше подходит для Арктики: сила дипломатии или дипломатия силы?
На днях в РИА-Новостях прошёл круглый стол на тему "Холодная информационная война в Арктике".
Руководителем проекта Arctic.ru Юлией Атановой были представлены некоторые выкладки по диапазону освещения арктических тем в мировых СМИ. Так, например, в России оказались наиболее популярны темы инфраструктурного, технологического и экономического развития Арктики, добыча полезных ископаемых. В Норвегии – международная политика и милитаризация Арктики. В Швеции, Исландии, США наиболее интересная арктическая тема – изменение климата. В Дании на первое место в этом году вышла международная политика – благодаря предложению Дональда Трампа купить Гренландию. Лишь Канада оказалась наособицу: здесь на первом месте из арктических новостей – научные проекты и туризм.
О российском присутствии в Арктике иностранные СМИ пишут довольно активно. В Швеции, Норвегии и Китае (который пытается активно действовать на арктической арене) треть публикаций об Арктике так или иначе связаны с Россией. В Дании это 30% публикаций, в Исландии и Финляндии – 24 и 23%. А вот США и Канада упоминают Россию в Арктике лишь в 16-17% публикаций.
В основном Россия упоминается в контексте изменений климата, инфраструктурного развития (Севморпуть), добычи полезных ископаемых и милитаризации Арктики. 83% публикаций с упоминанием России носят нейтральный характер, 10% - положительные, 7% - негативные. Хуже всего о России пишут СМИ в США и Швеции. Тяжелее всего в этом году в негативном смысле против нас сыграла авария в Норильске.
Координатор проектов ООО "Баренц Пресс" Тим Андерсон (Швеция) комментирует позицию шведских СМИ так:
Андерсону был задан вопрос, должна ли Арктика стать символом диалога и взаимного сотрудничества между странами, где не будет военных конфликтов и может ли она стать таким регионом. На это последовало признание, что Арктика – регион с давней историей мирного освоения, и будет постыдно, если история сменит свой вектор развития там. В завершение Тим Андерсон высказал пожелание, что хотя бы журналисты могли бы избегать дезинформации, честно общаться и сотрудничать.
Главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский сказал, что был удивлён тому, что почти в топе арктических тем зарубежных СМИ – милитаризация Арктики: «Мне кажется, здесь смещается фокус и освещение событий в Арктике становится не вполне объективным».
По словам Петровского, Россия свой военный потенциал в Арктике использует лишь для защиты, ведь Россия – арктическая страна с протяжённой арктической границей. И если сравнить военные приготовления с советским периодом, то сегодня российские усилия России выглядят в Арктике очень скромно. Он особо подчеркнул, что в Арктике любые порты, базы – объекты двойного назначения, они служат не только военным, но и гражданским нуждам, а гарнизон там малочисленный.
Петровский упомянул заявление министра обороны США Марка Эспера о том, что главный кошмар Америки – это сотрудничество России и Китая в Арктике. Это было подано в военном контексте, но на самом деле сотрудничество России и Китая в Арктике исключительно экономическое, а китайского военного потенциала в Арктике просто нет.
Однако Китай уже построил и отправил в плавание свой первый ледокол. И многие страны начинают настаивать, что Севморпуть должен быть международной трассой. Львиная доля туристов в Арктике – это китайские туристы. Был задан вопрос: насколько Россия готова допустить морские суда, ледоколы к своим границам?
На это Петровский напомнил, что статус Севморпути – это давний спор с отсылкой к Конвенции ООН по морскому праву, где говорится о двухсотмильной прибрежной зоне, в которой государство имеет право регулировать проход судов. Россия так и поступает. Но ведь и канадцы тоже настаивают на том, что Северо-западный проход – канадский.
Профессор Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации Владимир Винокуров отметил, что в дипломатии Арктика традиционно считается регионом низкой напряжённости, проблем там возникает мало, и речь идёт лишь о том, чтобы налаживать сотрудничество и не допустить перехода к обострениям.
Винокуров напомнил, что через арктический регион пролегает самая короткая траектория для полётов стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Он выразил уверенность, что Россия методично восстанавливает всё, что было утеряно после распада СССР, и эта политика будет продолжаться, ведь у нас большие экономические интересы в Арктике: 11% национального дохода приходятся на этот регион, 20% экспорта российской продукции тоже создаются в этом регионе. В Арктике огромные залежи неразведанных и разведанных запасов нефти и газа, а ведь используемые месторождения истощаются.
Однако Северный морской путь признан больной проблемой:
С 1 января 2019 года действуют правила, в соответствии с которыми все иностранные суда могут проходить по СМП только в сопровождении российских лоцманов, с предупреждением не менее чем за 45 суток. Но инфраструктура СМП требует серьёзного улучшения. По словам Винокурова, сегодня даже автомобили из Южной Кореи нельзя отправить в Европу по Севморпути, если они не будут размещены в специальных морозоустойчивых контейнерах.
Однако сегодня, по мнению Винокурова, военно-политическая обстановка в Арктике постепенно складывается в сторону «не силы дипломатии, а дипломатии силы». Международное сотрудничество в Арктике носит консенсусный характер, но Россию заставляют предпринимать усилия по укреплению её военных позиций в этом регионе. Россия сегодня уступает США в Арктике по количеству подводных лодок, и над этим направлением надо работать. «Надо показывать, что у России в этом регионе долгосрочные интересы, и никто не помешает претворить их в жизнь».
Наконец, участники обратились и к теме Арктического совета, ведь со следующего года Россия начинает своё председательство в этой организации. Может ли Арктический совет начать действовать активнее, выступить объединяющей площадкой для диалога, должна ли Россия взять мирный флаг в руки и привести циркумполярные страны к мирному диалогу?
Владимир Петровский признал, что дискуссии в экспертных кругах о реформировании Арктического совета идут не первый год. Давно обсуждается предложение расширить мандат Арктического совета и дать ему возможность обсуждать военные вопросы. Став председателем, Россия сможет активнее влиять на темы повестки дня.
По словам Владимира Винокурова, сегодня информационный тренд вокруг Арктики связан прежде всего с военно-политическим состоянием в этом регионе, и следует пересмотреть уставные документы Арктического совета, чтобы можно было обсуждать вопросы военно-политического характера.