Сейчас в Архангельске

18:42 1 ˚С Погода
18+

Сергей Никоноров – о вопросах привлечения неарктических партнеров к работе в АЗРФ

Глобальные и региональные субъекты, которые заинтересованы в Арктике, должны разработать основанный на консенсусе механизм сотрудничества

Поворот на Восток Материалы ЭЦ ПОРА
4 октября, 2023 | 17:01

Сергей Никоноров – о вопросах привлечения неарктических партнеров к работе в АЗРФ


Россия и Китай взаимно заинтересованы в участии в арктических проектах. Восточный партнер способен помочь нашей стране с привлечением инвестиций в проекты по строительству инфраструктуры вдоль Северного морского пути. В интересах же Китая лежит намерение расширить своей торговую и инвестиционную инфраструктуру, а также торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шелковый путь». Но есть и сложности на пути выстраивания взаимодействия России с неарктическими государствами в Арктике. О них рассказывает Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

«Арктика — это комплексный регион, статус которого однозначно определить невозможно. Ее территории поделены между восемью государствами, окружающими Северный полюс. Эти государства осуществляют административное управление прилегающими к их границам территориями, которые, соответственно, находятся под их юрисдикцией. Для каждой территории в пределах национальной юрисдикции характерны различные социально-политические, экономические, инфраструктурные, лингвистические, культурные и административные особенности. Только небольшая часть в центре Северного Ледовитого океана находится строго в зоне действия международного права. 

Управление Арктикой состоит из сочетания национальных, региональных, транснациональных и международных нормативных и политических рамок, в виду ее сложных политических и геофизических условий. Следовательно, и подходы в определении статуса Арктики различны. Не последнюю роль в определении статуса Арктики играют сталкивающиеся стратегические глобальные интересы.

Из-за сложности и многослойности политической структуры не представляется возможным выработать единый подход среди государств. Тем не менее, существуют правовые и институциональные механизмы, позволяющие определять, обсуждать и регулировать различные вопросы, связанные с указанными выше темами, поскольку государства признают, что Арктика обладает своей региональной динамикой и потенциалом. Ведь необходимость в поиске единого подхода назрела в связи с целым набором экологических, геополитических вызовов и проблем в обеспечении безопасности.

Арктические и неарктические государства, а также региональные и глобальные субъекты, заинтересованные в Арктике, должны разработать механизм, основанный на консенсусе, для улучшения сотрудничества между собой. Вызывает озабоченность категоричная позиция Соединенных Штатов в отношении участия Китая, чьи границы не прилегают к Арктике, – США считают КНР нежелательным актором и даже воспринимают как угрозу для арктического сотрудничества. 

Для Китая партнерство с Россией жизненно важно из-за ее близости, возможностей и влияния, а также ее статуса арктической сверхдержавы. Очевидно, что китайско-российское сотрудничество в Арктике будет направлено на удовлетворение интересов двух сторон. Для России, в частности, необходимо привлекать инвестиции в проекты по строительству инфраструктуры вдоль Северного морского пути. В интересах Китая лежит намерение расширить своей торговую и инвестиционную инфраструктуру, а также торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шелковый путь». Возможно, китайские инвестиции в российскую Арктику — это отправная точка для Китая, чтобы участвовать в арктической политике, которая в будущем усилит роль Китая как великой державы». 



Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

далее в рубрике