Сейчас в Архангельске

03:24 2 ˚С Погода
18+

Северный морской путь как часть российской политики «разворота на Восток»

Международное сообщество – о развитии Севморпути в новой геополитической реальности

Северный морской путь Поворот на Восток
Денис Ивановский
14 сентября, 2023, 18:41

Северный морской путь как часть российской политики «разворота на Восток»

Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto


СМП и СЗП

Северный морской путь – мега-проект, тесно связанный с российской концепцией «разворота на Восток» – вызывает разные реакции у иностранных государств. Большинство стран, за исключением США, открыто не высказывались о перспективе использования СМП, однако их отношение можно проследить через высказывания политических лидеров, а также заглянув в арктические стратегии.

Канада и Дания смотрят на Севморпуть как на потенциального конкурента для Северо-западного прохода (СЗП). При этом если СМП уже используется для перевозки международных грузов, то развитие СЗП в качестве международного транспортного коридора – вопрос отдалённого будущего.

Напомним, Северо-западный проход – морской путь, который соединяет Атлантический океан с Тихим через северную часть Северной Америки. Он проходит вдоль берегов Аляски и Канады, включая Арктический архипелаг и проливы между островами.

Норвегия, с другой стороны, занимает нейтральную позицию по отношению к Севморпути и поднимает вопросы о его экономической целесообразности и соблюдении экологических стандартов. Скандинавская страна в виду своего географического положения может стать главным логистическим центром Северной Европы, принимая грузы из Азии по Севморпути. Несмотря на политические разногласия, Осло продолжает следить за развитием арктического маршрута.

США, в свою очередь, высказывают критику по отношению к проекту и отрицают право России на контроль над СМП. Они требуют свободного судоходства на всем маршруте и называют российский режим незаконным. При этом данную позицию не поддерживают ближайший сосед Вашингтона по Арктике – Канада. Оттава заинтересована в «национализации» вышеупомянутого Северо-западного прохода, а опыт Москвы как раз может стать подходящим прецедентом.

Кроме того, Вашингтон ссылается на эксплуатацию Россией Арктики без должной экологической экспертизы. Конкретных доводов на этот счёт американским правительством не приводится, скорее, такая риторика обусловлена борьбой США за доминирование на международном рынке морских транспортных перевозок.



Фото: Александр Перевозов / GeoPhoto


Перспективы сотрудничества России и западных стран

При разнообразии позиций к будущему Северного морского пути Запад един в скептицизме относительно скорости освоения этого маршрута. Во-первых, большинство европейских инвесторов покинуло российские арктические проекты, и сейчас Москва ищет им замену в Азии. Во-вторых, наблюдается нехватка оборудования, основными поставщиками которого были страны Европы.

Появившиеся перед российским правительством вызовы довольно успешно им решается за счёт поиска новых партнёров на Востоке.



Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Россия и страны востока в Арктике: полярный «шелковый путь»

Неарктические государства, особенно в Восточной и Юго-Восточной Азии, проявляют все больший интерес к Северному морскому пути. Для них этот маршрут представляет собой привлекательную альтернативу для доставки своей продукции на европейские рынки. Самым активным участником в этом контексте является Китай, который уверенно выражает свои амбиции в арктической области и даже старается позиционировать себя как «приарктическое» государство.

В 2018 году китайское руководство опубликовало «Белую книгу», в которой изложило основные принципы и цели арктической политики. Относительно СМП, который в документе называется Северо-Восточным проходом, Китай не оспаривает юрисдикцию арктических государств в этих водах, но настаивает на необходимости свободной навигации на всей протяженности маршрута. Кроме того, Пекин стремится интегрировать СМП в свой проект «Один пояс – один путь» и предлагает рассматривать его как глобальный проект «Полярного шелкового пути».

Предложения Китая о совместном развитии Севморпути соответствуют текущей стратегии Москвы, которая заинтересована в привлечении иностранных инвестиций для развития инфраструктуры этой транспортной артерии, при условии сохранения контроля над ней. Тем не менее, сам Пекин действует осторожно, обосновывая свою кампанию по освоению СМП коммерческими интересами.

Корейское политическое сообщество позитивно смотрит на развитие Северного морского пути. Интерес страны обусловлен, в первую очередь, её лидирующими позициями в производстве крупнотоннажных танкеров-газовозов. При этом, по оценкам экономических экспертов Южной Кореи, в развитие инфраструктуры арктических районов необходимо вложить не менее 1 триллиона долларов в течение 15 лет. Кроме того, Сеул обращает внимание на необходимость создания структуры сбора и предоставления информации для судов.

Однозначно свой интерес к будущему Севморпути проявляет Индия. Москва активно привлекает индийских партнёров к инвестиционным переговорам и обсуждает финансирование портовой инфраструктуры в российской Арктике. Но конкретных результатов такого взаимодействия пока нет.


*** 

Денис Ивановский, специально для GoArctic




Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

далее в рубрике