Сейчас в Мурманске

10:28 -2 ˚С Погода
18+

Юлия Харламова – Севморпуть как часть восточного вектора транспортной геостратегии России

Северный морской путь – одна из глобальных транспортных магистралей, в развитии которых Россия должна учитывать интересы соседних государств

Поворот на Восток Материалы ЭЦ ПОРА
18 сентября, 2023 | 14:15

Юлия Харламова – Севморпуть как часть восточного вектора транспортной геостратегии России


Во второй декаде сентября 2023 года проходит ставший традиционным Восточный экономический форум. Представители власти, бизнеса и экспертного сообщества подводят промежуточные итоги начатому полтора года назад «повороту на Восток». Мы попросили экспертов ПОРА прокомментировать данную проблематику. Юлия Харламова, профессор Московского государственного института культуры, объясняет роль Северного морского пути в ряду глобальных транспортных магистралей, в развитии которых Россия должна тщательно учитывать интересы соседних государств. 

«Одним из важнейших направлений деятельности России в Арктике выступает рациональное, экономически обоснованное опережающее развитие транспортной инфраструктуры, включающее в себя развитие транспортных сетей и средств, имеющих научно обоснованную техническую мощность, провозную и пропускную способность, технологическое совершенство и взаимоувязанность.

В первую очередь, речь идет о Северном морском пути, который является одной из приоритетных магистралей для современной России, а также, потенциально, – целого ряда стран. СМП имеет протяженность свыше 5,5 тыс. км от Карских Ворот до Бухты Провидения, пролегая вдоль арктического побережья РФ и частично пересекая районы, находящиеся под юрисдикцией России, а частично – открытое море (т.е. международные воды). 

Для обеспечения транспортировки грузов по СМП, которая бы отвечала требованиям развитости портовой и логистической инфраструктуры, современной России предстоит сделать очень многое. В первую очередь, осуществить реконструкцию подходного канала порта в Архангельске, развитие порта Мурманск, строительство морского порта в городе Беломорске; развитие портов Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Магадан, Холмск, Анадырь, портопунктов Камчатского края и Сахалинской области, строительство порта в районе посёлка Набиль и терминалов, обеспечивающих работу трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан.

К выполнению этих задач имеет смысл привлекать зарубежных партнеров. Так, Россия и Китай еще в 2014 году провели переговоры о создании совместного российско-китайского пароходства с целью освоения СМП и перевозке по нему коммерческих грузов. О серьезности арктических намерений Китая говорит наличие в структуре его органов власти особой Арктической и Антарктической администрации (Chinese Arctic and Antarctic Administration), которая отвечает за выполнение научных программ в Арктике.

Впрочем, Севморпуть – это только одна из нескольких перспективных глобальных транспортных магистралей, развитие которых сопряжено с необходимостью учитывать интересы соседних восточных государств.


«Один пояс – один путь» в увязке с ЕАЭС

Достаточно важным представляется сопряжение китайской инициативы «Один пояс – один путь», призванной соединить Азию с Африкой и Европой через сухопутные и морские маршруты, с концепцией Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Доминирование в Центральной Азии и в Евразии в целом крайне важно для сохранения стабильной внутриполитической ситуации в самой РФ, поскольку уход из Азии – это сразу уход за Волгу, а если же наш главный стратегический партнер, Казахстан, идет к Москве, то это укрепляет стабильность в поволжских республиках – Башкирии и Татарстане.

Определенные надежды на укрепление позиций современной России в Центральной Азии, в частности, и в Евразии в целом, вселяет создание ЕАЭС как новейшей, прежде всего, геоэкономической модели сотрудничества. В свое время инициатором современного интеграционного проекта в Евразии стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который еще в 1994 году озвучил идею создания Евразийского союза. Однако сразу после распада СССР эта идея не нашла должной поддержки среди других стран постсоветского пространства. На данном этапе в союз, призванный усилить влияние Москвы на постсоветском пространстве, помимо самой России входят Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия. 

Укрепить конструкцию помогли те 37 российско-китайских документов о всестороннем сотрудничестве, которые были подписаны в Кремле в 2015 году. По сути, они дали старт формированию российско-китайской евразийской стратегии на основе объединения двух проектов – Экономического пояса Нового Шелкового пути и Евразийского экономического союза. 

В тоже время, в реализации данной инициативы сразу стало ясно, что сведение сопряжения только к инфраструктурной составляющей не позволит России и другим странам союза решить стоящие перед ними проблемы по модернизации экономик. Действительно, создание ЕАЭС не может не иметь серьезных последствий политического характера. Евразийский экономический союз являлся довольно асимметричным интеграционным образованием с явным преобладанием одного участника – России. С подключением к процессу интеграции Китая общая ситуация изменилась. Теперь два крупных игрока уравновешивают положение. Остается главное – реализовать взаимовыгодные преимущества и вывести их в реальную политическую плоскость при принятии важных экономических и организационных решений.


Коридор «Север – Юг»

Для современной России важным транспортным проектом может стать дальнейшее развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», являющегося альтернативой морскому маршруту, который соединяет Европу со странами Персидского залива и Индийского океана. Данный маршрут, проходящий по территории Северной Европы, России, Ирана, Индии с ответвлениями на Кавказ, к Персидскому заливу, в Центральную Азию, способен в существенной степени повлиять на конфигурацию международных связей значительной части евразийского континента. МТК «Север – Юг» должен усилить вовлеченность России и других стран в процесс мировой торговли, направив значительную часть грузопотока из Южной Азии в Евросоюз через территорию евразийских государств. 

С геоэкономической точки зрения реальное наполнение коридора грузопотоками будет способствовать укреплению российских позиций в Азово – Черноморском и Каспийском бассейнах, которые связывают страны Юго-Восточной Азии и Северной Европы. Каспийский и Кавказский регионы являлись и являются важными стратегическими плацдармами российского государства. Помимо углеводородных ресурсов этот обширный район находится на перекрестке перспективных межконтинентальных и межнациональных транспортных направлений, на подвижном стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Здесь пересекаются стратегические интересы Запада, Юга, Востока – и России как срединного государства. Кроме того, именно на южном направлении идет жесткая конкурентная борьба за осуществление энергетического и транспортного транзита. Важность Каспия выходит за рамки транспортного развития и стягивает к себе стратегические интересы США и Евросоюза».



Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

далее в рубрике