Сейчас в Архангельске

20:46 -2 ˚С Погода
18+

Эксперты ПОРА: Китай может стать технологическим партнером в развитии СМП

Вопросы переориентации российской экономики на восточное направление обсудили участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики

Поворот на Восток Материалы ЭЦ ПОРА Северный морской путь
27 сентября, 2023 | 16:06

Эксперты ПОРА: Китай может стать технологическим партнером в развитии СМП

Фото: Ярослав Никитин/ GeoPhoto


Заседание Дискуссионного клуба (ДК) на тему «Поворот на Восток – проблемы, перспективы, возможные сценарии» состоялось 26 сентября 2023 года на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

У стран Азии и БРИКС есть общие интересы, на которых и должен быть сфокусирован «поворот на Восток», полагает координатор экспертного совета ПОРА, доцент РАНХиГС Александр Воротников, который выступил модератором мероприятия. «Очень важно продовольственное обеспечение, решение проблем с питьевой водой, ответственное земледелие, борьба с вырубкой лесов, зелёная энергетика, чистый воздух. И самое главное, есть общие социальные проблемы, связанные с борьбой с бедностью. Все эти вопросы соответствуют и целям ООН по устойчивому развитию», – перечислил Воротников.

Эксперты отмечают, что «поворот на Восток» в Арктике связан в первую очередь с импортом и экспортом товаров по Севморпути между Россией и странами АТР.

«Западные санкции коснулись очень многих вопросов, связанных с технологиями, которые необходимы для освоения той же нефти, для вопросов судостроения, поставки комплектующих, деталей и так далее. Поэтому, как мне кажется, Китай может занять место технологического партнера в этой сфере. Отчасти Индия также может это сделать. Китай, Индия заинтересованы как в развитии СМП, так и в различных проектах, связанных с углеводородами», – отмечает Ирина Стрельникова, доцент департамента зарубежного регионоведения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

«Северный морской путь – это, безусловно, даже не козырь, а джокер России. Но мы должны помнить о том, что его развитие должно быть связано, прежде всего, с интересами России, а уж потом с интересами наших партнёров», – считает Юлия Харламова, профессор кафедры истории и философии Московского государственного института культуры.

«Китай действительно очень внимательно изучает нашу территорию. Они готовы войти на нее, чтобы иметь более открытый доступ [к ресурсам]. Мы должны, конечно, развивать свой потенциал, но и блюсти стратегические интересы с нашей стороны», – согласен Сергей Сизоненко, член комитетов Законодательного собрания Красноярского края по развитию северных и арктических территорий и делам коренных малочисленных народов, по делам села и агропромышленной политике.

Сразу несколько экспертов отметили систематичность усилий Китая по вхождению в арктические проекты. «В университеты, более или менее близко расположенные к Арктике, и в организации, которые занимаются арктическими исследованиями, Китай заходит очень давно с предложениями крупных проектов, связанных даже не только с Северным морским путем, но и с реками, которые являются международными», – констатирует Елена Гладун, профессор кафедры государственного и муниципального управления ТюмГУ.

В Архангельской области подтвержденный спрос на «исходящие» грузопотоки по СМП составляет около 19 млн тонн, рассказала Виктория Пестова, заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки региона. Эта транспортная артерия очень важна для продукции архангельских лесных предприятий, 80% экспортных поставок которой до 2022 года шло в европейские страны, с транспортировкой леса по железной дороге есть сложности, которые решаются, но постепенно, констатировала Пестова. В конце сентября в Архангельске ждут первый корабль новой китайской контейнерной линии, который привезет импортные товары. По словам представителя министерства, решающее значение для развития перевозок по СМП через регион имеет развитие глубоководного района порта Архангельска, куда могут заходить большие суда (например, дедвейтом 75 000 тонн), сейчас на трассе СМП наблюдается дефицит таких мощностей. «Чем больше судно, тем меньше фрахт [плата за перевозку груза – прим. ПОРА]. Тем больше мы можем его загрузить, тем выгоднее все будет для грузоотправителя, тем выгоднее будет в принципе эта морская перевозка», – пояснила Пестова.

Как раз таким портом также является давно обсуждаемый проект «Индига» в НАО, отметила Елена Шумилова, сенатор от Республики Коми. Она также заключила, что принятие закона о северном завозе – это «40%» работы для налаживания логистики на СМП, и необходимо множество уточняющих подзаконных актов, которые позволят в том числе наладить обратные грузопотоки из азиатских стран.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин замечает, что, несмотря на всю проведенную работу по формированию логистических коридоров, имеющаяся транспортная инфраструктура все же «не резиновая» и требует дальнейшего развития. «Если анализировать существующие программы и проекты развития, то в перспективе до 2040 года, если будут реализованы все мероприятия по развитию транспортных коридоров, наша пропускная способность в регионы АТР должна составить более полумиллиарда тонн в год, что превысит объёмы 2022 года в 2 раза. А также потребуется развитие внутренней инфраструктуры, включая склады, распределительные центры и так далее. Значит, нужно развивать также пути общего пользования, грузовые площадки пунктов консолидации, сортировки», – считает эксперт.

Для строительства любой инфраструктуры критически важно также развитие энергетики, такой, как поселковые АЭС малой мощности, заявил заместитель ректора СВФУ (Якутск) по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский. Он напомнил, что в 2016 году Владимир Путин призывал «сшить» регионы Дальнего Востока и «пришить» их к тихоокеанскому региону. «Сшивать» нужно транспортом, энергетикой и информационными технологиями, считает Кугаевский. Однако самое важное, по его словам, – определиться, что именно мы понимаем под поворотом на Восток: какие именно регионы будут в нем задействованы, идёт ли речь только о выстраивании логистических коридоров с восточными соседями или о комплексном развитии регионов за Уралом. 

Качественный рывок невозможен, если дальневосточные регионы станут только транзитным маршрутом для грузоперевозок в Китай или Индию, считает эксперт. «Сегодня статистика показывает не очень утешительные показатели уровня жизни», – напомнил Кугаевский. – «Мы – непосредственно Восток Российской Федерации – попадаем в это определение [поворота на Восток]? Или красивый поезд нашего нового движения пройдёт мимо нас в Азиатско-тихоокеанский регион?» – задаётся риторическим вопросом якутский эксперт.



Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

далее в рубрике