Сейчас в Архангельске

16:57 15 ˚С Погода
18+

Города и посёлки ЯНАО: пять волн освоения

За последние шестьдесят лет численность населения региона возросла более чем в восемь раз.

Северные города Ямал ЯНАО Города ямала Население арктики Миграции в арктике
27 января, 2023 | 14:53

Города и посёлки ЯНАО: пять волн освоения
Автор фото Вадим Штрик, GeoPhoto.ru.


Тема изучения урбанистики и освоения российской Арктики до сих пор не нашла полного отражения в отечественной историографии. Она фрагментарно исследовалась при подготовке изданий по истории страны и регионов. В советское время изучались в основном отдельные проблемы, связанные со строительством в северных районах и приобщением коренных народов [1]. Научные труды были посвящены различным проблемам социально-экономического и политического развития страны [2]. В настоящее время наблюдается буквально взрыв интереса исследователей к арктической урбанизации как в России, так и в мировом пространстве [3, 4, 5].

По результатам данных национальных статистических служб [6], население Арктического и Субарктического пояса проживает в основном на урбанизированных территориях. В арктической зоне характерным признаком является низкая плотность населения с высокой степенью урбанизации (среди арктических стран самой урбанизированной является Российская часть Арктики) [3], а в Сибирском секторе Арктики наиболее урбанизирован Ямало-Ненецкий автономный округ: здесь в городах проживает свыше 473 тыс. человек из 552 тыс [7].


  Степень урбанизации в мире и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.


Современная граница территории Ямало-Ненецкого автономного округа охватывают крайний север Западной Сибири, включая восточный склон Полярного Урала, Нижнее Приобье, полуостров Ямал, Тазовский и часть Гыданского полуострова; районы Тазовской и Обской губы с бассейнами рек Надым, Пур и Таз [9, 10]. На современной территории округа самым старым действующим населённым пунктом является г. Салехард (1595 г.), самыми новыми – п. Ягельный (1986 г.) и г. Губкинский (1986 г.). Но если рассматривать вахтовые посёлки как (фактически) крупные поселения «без прописки», то самыми новыми являются Бованенково (2002 г.), Сабетта (2017 г.) и Харасавэй (2019 г.) 

Карта-схема существующих населённых пунктов ЯНАО в разные периоды освоения.


Очертания территории региона исторически неоднократно менялись и пространство распределялось между различными территориально-административными единицами. Так, например, в XVI веке площадь современного Ямала делилась между Обдорией и Мангазеей; после, вплоть до 1930-го года, пространство было распределено между Берёзовским и Туруханским уездами, входившими на большем протяжении своего существования в различные разряды и губернии [8].

Очертание территории Ямало-Ненецкого автономного округа.


Так сложилось, что освоение северных территорий Западной Сибири имело специфический характер (по сравнению с более южными), причинами которого были огромная площадь, крайне суровые природно-климатические условия и слабая заселенность. Начиная с XII века, территория Ямало-Ненецкого автономного округа всегда была поставщиком какого-либо ресурса, и в разные периоды освоения на географически-транспортных и логистических точках строились населённые пункты. Условно можно выделить пять волн освоения.

Первая волна – период до 1900 г.

Внутри этой волны можно выделить пять этапов.

Период XII–XV в.: раннее новгородское освоение. Новгородцы задолго до политического присоединения Северного Зауралья к Русскому государству устанавливали контакты с населяющими его народами для оптовой торговли пушнины с европейскими странами [9].

В качестве второго этапа можно выделить период с XV по XVI век (московское освоение). После ликвидации Новгородской республики  как независимого государства Московское княжество унаследовало логистическую инфраструктуру, обеспечив продвижение за Урал, и укрупнило масштаб мобилизации пушных ресурсов. В XVI веке, в качестве организации местного воеводческого управления, был построен опорный центр Мангазея и создана сеть ясачных зимовий. Также в этот период активизируется деятельность поморских мореходов, освоивших Северный морской путь до Оби и Енисея [8].

Третий этап охватывает эпоху с XVI по XVII век (мангазейский). В это время создаются укреплённые опорные центры – Берёзово (1593 г.), Обдорск (1595 г., в 1932 году переименован в Салехард) и Мангазея (1601 г.). С их возникновением были созданы условия для укрепления русских позиций для фактического включения территории в состав Русского государства. Обдорск и Мангазея первоначально не имели постоянного населения, а их гарнизоны состояли из регулярно сменяемых служивых людей-годовальщиков, прибывших из Тобольска и Берёзова для обеспечения защиты и контроля за торговлей [10].

Четвёртый этап охватывает период с XVII по начало XIX в. (интеграция). В этот период происходит установление более тесных деловых, торговых и рыночных связей с коренными жителями низовий Оби, формирование внутрисибирского рынка, а также христианского миссионерства и массового распространения православия [11].

Пятый этап охватывает период с XIX по начало XX века (рост постоянного населения). Важной тенденцией данного этапа является необратимый процесс формирования постоянного русского населения на территории будущего округа. Крупнейшим центром концентрации оседлого русского населения с начала столетия становится Обдорск (Салехард), в котором в 1857 году проживало 271 человек; в с. Мужевском (с. Мужи) – 15, в с. Кушеват – 72, в с. Полноватском – 18. В 1897 году в с. Обдорском проживало 1249 человек, в с. Кушеват – 70, в с. Мужевском – 60 [11, 12].


Вторая волна – период с 1901 по 1939 гг.

Основными отраслями экономики округа оставались рыбная промышленность и оленеводство, высокими темпами росли заготовки пушнины. Дополнительно с южной территории округа вывозился лес, а прибрежная территория округа использовалась как опорный пункт для освоения Севморпути (с. Гыда, 1923 г.). Во второй волне освоения создаются новые фактории, а часть существующих трансформируется в населённые пункты, расположенные вдоль крупных рек: Оби, Пура, Таза и в эстуарии Обской губы.

Согласно переписи 1897 года на территории Обдорского Севера проживало более 10000 человек; по данным Приполярной переписи 1926/27 гг. на территории созданного в 1930 г. Ямальского округа проживало 13572 человек, а в переписи 1939 г. население увеличилось до 45840 человек – за счёт учёта кочевников (15348 человек). Перепись 1939 г. свидетельствует о появлении совершенно новой категории – городского населения, в 1938 г. посёлок Салехард получил статус города, а его жители – статус горожан, составивших 27,8% всего населения Ямало-Ненецкого округа [13].


Третья волна: до начала освоения топливно-энергетических ресурсов (1940–1949 гг.)

В военное время ресурсы округа шли на обеспечение страны – добыча рыбы на Ямале в годы войны составила 710 тысяч центнеров, что на 70% больше, чем за довоенное пятилетие; дополнительно в фонд обороны было передано около шестисот собственных оленей и более ста тысяч оленьих шкур, мехов, валенок, полушубков, шерстяных носков, меховых изделий, одеял и других вещей [14].

В послевоенное время на территории округа было развёрнуто строительство Трансполярной железной дороги «Строительство № 501» (1947–1955 гг.), протянувшейся  от Воркуты на восток до Игарки. Эта магистраль должна была стать ключевой транспортной артерией полярного севера СССР, круглогодичным дублёром Северного морского пути, своеобразной «дорогой жизни», опираясь на потенциал которой, предполагалось вести освоение богатых природными ресурсами территорий [15, 16].

Для усиления транспортно-логистических систем береговой обороны были созданы населённые пункты: с. Толька, с. Находка, с. Антипаюта, с. Аксарка, с. Салемал, с. Панаевск и п. Мыс Каменный.

Великая Отечественная война не вызвала сокращения численности округа: в период 1941–1945 гг. рост составил 5,1%, с 46668 до 49175 человек, за счёт присоединения территорий Красноселькупского района и притока спецпереселенцев [17].


Четвёртая волна – индустриальное развитие, 1950–1990 гг.

Начало индустриального развития территории ЯНАО можно связать с организацией здесь целенаправленных и планомерных научных поисков месторождений нефти и газа в конце 1950-х годов и полезных ископаемых с Уральских гор. После открытия Берёзовского и Шаимского нефтегазовых месторождений поисковые и геологоразведочные работы продвигались всё дальше на север. В 1960–1975 гг. проводились масштабные геологоразведочные исследования, в результате чего было выявлено 240 нефтегазовых месторождений, в том числе пятьдесят газоконденсатных [18]. На 1 января 1976 года разведанные запасы газа составляли 16,8 трлн. м3 [19], а на 1 января 2020 года – 44,5 трлн. м3 [20]. В 1990-м году в округе было добыто 541,4 млрд. м3 природного газа и 52,4 млн. тонн нефти [21].

За 1959–1989 гг. население округа увеличилось в 7,94 раза, с 62,3 до 494,9 тыс. человек [22]. Численность городского населения выросла в 18,7 раз и составила в 1991 году 404 тыс. человек [23]. В 1960-м здесь существовал только один город – Салехард, выступающий в роли окружного центра, а к 1990-му году – пять городов и девять посёлков городского типа, связанных между собой транспортными магистралями: г. Лабытнанги (1975 г.), г. Муравленко (1990 г.), г. Надым (1972 г.), г. Новый Уренгой (1980 г.), г. Ноябрьск (1982 г.), пгт. Губкинский (1986 г.), пгт. Заполярный (1984 г.), пгт. Пангоды (1971 г.), пгт. Харп (1981 г.), пгт. Коротчаево (1982 г.), пгт. Лимбяяха (1988 г.), пгт. Старый Надым (1972 г.), пгт. Тазовский (1964 г.), пгт. Тарко-Сале (1976 г.) [24].


Пятая волна освоения – с начала 1991 г. и по настоящее время

На сегодняшний день разведанные запасы углеводородов в округе оцениваются в 44,5 трлн. м3 газа, почти 5 млрд. тонн нефти и около 2 млрд. тонн конденсата. За всё время разработки месторождений на территории округа степень освоения начальных запасов углеводородов составляет: по газу 11%, по нефти 5%, по конденсату 2% [25]. Именно поэтому в последнее десятилетие происходит увеличение объёмов поставляемых газопродуктов и создание мегазаводов для увеличения объёмов поставки энергоносителей, а для их обслуживания строятся вахтовые посёлки, площадью больше некоторых населённых пунктов в регионе [26].

Концентрация запасов углеводородного сырья и активная их эксплуатация являются основными драйверами развития региональной экономики. Нефтегазодобыча является системообразующей отраслью, более 70% ВРП, 97% совокупного объёма промышленного производства и 70% доходов бюджета автономного округа обеспечивается деятельностью предприятий ТЭК [27].

Как было отмечено ранее, с начала 2000-х годов на территории п-ова Ямал было построено три вахтовых посёлка. С 2018 года осуществляется освоение Гыданского полуострова, с созданием «Арктик СПГ 2», где ресурсной базой проекта является месторождение «Утреннее», открытое в 1979 г. и расположенное в 70 км от проекта «Ямал СПГ» на восточном берегу Обской губы (где планируется развитие инфраструктуры, в том числе и постройка вахтовых посёлков с транспортными магистралями [28, 29]).

Развитие в долгосрочной перспективе до 2050 года будет направлено на то, чтобы ЯНАО стал глобальным арктическим регионом, лидером по качеству жизни в Арктике и уровню развития умной ТЭК-ориентированной экономики [27].


Заключение: малонаселённый, но растущий

Из стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2035 года [27] можно выяснить, что за последние 60 лет численность населения региона возросла более чем в восемь раз и стабилизировалась на уровне 543 тыс. человек. При этом регион остаётся одним из самых малонаселённых (71 место), с долей населения 0,4% в общей численности жителей России.

Если в период интенсивного освоения (1950–1990 гг.) население росло за счёт миграции, то в последние годы численность увеличивается за счёт естественного прироста, благодаря высокой доле молодёжи в структуре населения и высокой рождаемости у представителей коренных малочисленных народов севера. Средний возраст жителей автономного округа традиционно ниже среднероссийского, что обусловлено миграционной активностью в двух возрастных группах: 25–29 лет (прибытие) и старше 50 лет (выбытие). В результате менее 27% населения проживают в регионе с момента рождения [27].

Территория характеризуется высоким уровнем урбанизации (около 83%), при этом более 40% населения проживает в городах Новом Уренгое и Ноябрьске. Сельские поселения зачастую изолированы. Большинство населённых пунктов имеют численность менее трёх тысяч человек, расположены вдоль рек и береговых полос морских акваторий, с преобладанием той или иной народности Севера. В тридцать одном населённом пункте проживает менее ста чел [27].


Авторы: Печкин Александр Сергеевич, научный сотрудник сектора геоэкологии, Красненко Александр Сергеевич, старший научный сотрудник сектора биоразнообразия, Печкина Юлия Александровна, научный сотрудник сектора химико-аналитической лаборатории. ГАУ ЯНАО "Научный центр изучения Арктики".

Список литературы

1.    История национально-государственного строительства в СССР 1917 - 1978 / отв. Ред. В.П. Шерстобитов. В 2-х т. Т.1 Национально-государственное строительство в СССР в переходный период от капитализма к социализму 1917-1936 – М, 1979, Т.2 Национально-государственное строительство в СССР в период социализма и строительства коммунизма. 1937-1978 – М, 1979

2.    Русский Север в системе геополитических интересов России / Сборник материалов конференции / Отв. Ред. В.И. Голдин, В.А. Михайлов – М – Архангельск, 2002

3.    Замятина, Н. Ю. Арктическая урбанизация: феномен и сравнительный анализ / Н. Ю. Замятина, Р. В. Гончаров // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2020. – № 4. – С. 69-82. – EDN HJIBXR.

4.    Hansen K., Rasmussen R., Weber R. Nordregio Working Paper No. 6. Proc. of the First International Conference on Urbanisation, Arctic Conference, Ilimmarfik, Nuuk, Greenland, 28–30 August 2012, 2013;Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages, Larsen J., Fondahl G. (Eds.), Copenhagen, Nordisk Ministerrеd, 2015, 507 p.;

5.    Пилясов А.Н. Города Российской Арктики: сравнение по экономическим индикаторам // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2011б. № 4. С. 64–69;

6.    AHDR (Arctic Human Development Report) 2004. Akureyri: Stefansson Arctic Institute, 235 p., URL: https://www.sdwg.org/wp-content/uploads/2016/04/Arctic-Human-Development-Report2004.pdf (access date 05.04.2020)

7.    Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - URL: https://www.gks.ru/.

8.    История Ямала: в 2-х томах / Под общ. Ред. В.В. Алексеева – Екатеринбург:: Издательство «Баско», 2010, Том I: Ямал традиционный. Кн. 2. Российская колонизация / Под. ред. И.В. Побережникова и др. - 324 с.: ил. ISBN 978-5-91356-100-8

9.    Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен // Избранные произведения. М., 1966. Кн. 1. С. 183-184

10.  Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI-начале XVIII века. М., 1972

11.  Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1975. С. 209-242, Побережников, И. В. Север Западной Сибири в контексте Российской модернизации XIX – начала XX века / И. В. Побережников // Вестник Пермского университета. История. – 2013. – № 3(23). – С. 44-52. – EDN RSBJHH.

12.  Побережников, И. В. Север Западной Сибири в контексте Российской модернизации XIX – начала XX века / И. В. Побережников // Вестник Пермского университета. История. – 2013. – № 3(23). – С. 44-52. – EDN RSBJHH.

13.  https://www.dissercat.com/content/naselenie-yamala-v-pervoi-polovine-xx-veka-istoriko-demografichesk...

14.  https://yanao.ru/region/obshchie-svedeniya/istoria.php

15.  Калинин, В. А. Великий сталинский путь – Трансполярная железная дорога / В. А. Калинин // Социосфера. – 2013. – № 1. – С. 157-160. – EDN RADGUD.,

16.  Калинин, В. А. Трансполярная железная дорога: создание новой реальности и судьба строительства / В. А. Калинин // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 4. – С. 51-56. – EDN QBOBCZ.

17.  Население Ямала в первой половине XX века (историко-демографические процессы). Автореферат диссертации кандидата исторических наук 07.00.02 Михалев Николай Анатольевич https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003171417?page=11&rotate=0&theme=white

18.  Комгорт Марина Валерьевна Создание «Сибирской нефтяной базы» в промышленной политике государства (1940-1960-е годы) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. №8 (337). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-sibirskoy-neftyanoy-bazy-v-promyshlennoy-politike-gosudar... (дата обращения: 20.01.2023).

19.  http://su-2.su/files/GodovoyOtchet_2013.pdf

20.  https://roskapstroy.ru/upload/docs/Об%20итогах%202020%20года%20и%20стратегических%20планах.pdf

21.  Кондратов Дмитрий Игоревич Будущее мирового рынка природного газа // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-mirovogo-rynka-prirodnogo-gaza (дата обращения: 20.01.2023).

22.  Население Ямала в 1959-1989 гг.: историко-демографический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Корнилов, Геннадий Геннадьевич

23.  https://численность-населения.рф/ямало-ненецкий-автономный-округ-(тюменская-область)

24.  http://libgub.test.yanao.ru/cbs/pub/Goroda-Yamala/Goroda_Yamala.htm

25.  https://yanao.ru/deyatelnost/promyshlennost-i-khozyaystvo/neftegazoviy-kompleks/

26.  Понкратов, В. В. Ресурсный потенциал нефтегазовой отрасли промышленности России и стимулирование повышения эффективности его использования / В. В. Понкратов // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – № 3. – С. 94-101. – EDN UCILAD.

27. https://www.economy.gov.ru/material/file/54b0ca97c75f0c789e733191c545aaf5/PROEKT_STRATEGII.pdf

28.  https://arcticspg.ru/proekt/,

29.  Кондратенко, А. Д. Российские производства по сжижению природного газа / А. Д. Кондратенко, А. Б. Карпов, И. В. Мещерин // Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2019. – № 10(94). – С. 68-80. – EDN NTLRRP.














далее в рубрике