Крайний Север в повестке Восточного экономического форума
Китай и Индия как стратегические партнёры РФ по Арктике
Фото: https://stylishbag.ru/13-foto/karta-rossii-i-indii-i-kitaya-81-foto.html
В последние несколько лет Россия всё активнее обращает внимание на азиатско-тихоокеанский регион в контексте стратегического развития арктических территорий. Новый акцент на сотрудничество и взаимодействие с азиатскими странами отражает сдвиг в геополитических приоритетах и открывает новые возможности для устойчивого развития Арктики. Крайней Север закрепился и в повестке Восточного экономического форума, который состоялся 10-13 сентября во Владивостоке.
Китай всё ближе к Арктике
Программа форума включала несколько панельных сессий, в которых приняли участие представители китайских компаний и отраслевых ассоциаций. Пекин тепло отзывается о двустороннем сотрудничестве на Крайнем Севере и готов дальше работать в этом направлении.
Роснефть поставляет Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC) до 40 миллионов тонн арктической нефти в год. На полях форума стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области низкоуглеродного развития, где были заложены основы технологического сотрудничества. Москве очень выгодно такое партнёрство в свете ухода западных компаний, которые ранее поставляли оборудование для добычи нефти и газа в Арктику. Сейчас Китай готов частично заместить освободившуюся нишу.
Два китайских инвестора – CNPC и Фонд Шелкового пути – совместно владеют 30 процентами проекта «Ямал СПГ» Новатэка и готовы увеличить эту долю. Поставки сжиженного природного газа с Ямала в Азию идут по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России.
Сессия «Китайский бизнес в России: перспективы дальнейшего роста». Фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
Индийское продолжение Севморпути
К арктическим дискуссиям на Восточном экономическом форуме подключилась и Индия. Шли обсуждения о Восточном морском коридоре (ВМК) – альтернативный маршрут, соединяющий Ченнаи на юго-восточном побережье Индии с Дальним Востоком России. Предполагается, что ВМК станет продолжением Северного морского пути.
Впервые о новом морском пути между Россией и Индией заговорили во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди во Владивосток в 2019 году. Маршрут протяжённостью 11 тысяч километров должен сократить транзит между российскими и индийскими портами, составив всего 11 дней вместо нынешних 25. Уже сейчас со стороны Индии ведутся работы по модернизации портовой инфраструктуры на юго-восточном побережье.
Москва и Нью-Дели также договорились обучать индийских моряков в арктических водах в Российском морском учебном институте. Этот объект оснащен учебными тренажерами и специализируется на подготовке к навигации в полярных водах.
Индия предложила заняться совместным строительством неатомных ледоколов на своих верфях. В Москве приветствуют такую договоренность, поскольку российская судостроительная промышленность в последние годы испытывала трудности из-за западных санкций.
В этом году наблюдается очевидное смещение индийских интересов в отношении России в сторону Арктики. В предыдущие годы индийские компании фокусировались на двусторонней торговле, алмазах и чайном бизнесе, а в настоящее время обсуждаются новые проекты в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности в Арктике, ледокольном судостроении, морской логистике и строительстве.
Сессия «Россия – Индия». Фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
БРИС и ШОС: арктическая повестка
Обсуждались на ВЭФ вопросы привлечения стран БРИКС и ШОС в арктическую деятельность. Напомним, БРИКС – это межгосударственное объединение пяти государств: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.
Россия ещё весной при передаче поста председательства Норвегии в Арктическом совете заявляла о более активной работе со странами БРИКС и ШОС. На ВЭФ эти намерения были подтверждены. Сейчас Москва готовит ряд двусторонних проектов в сфере научных исследований, логистики, охраны окружающей среды и морского сотрудничества. Среди всех участников двух международных объединений Китай и Индия вызывают особый интерес РФ как стратегические партнёры по Арктике.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic
Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:
- Наталия Белякова – Арктическая зона готовится к «азиатскому повороту» в туризме
- Александр Воротников – для развития Дальнего Востока нужен закон по примеру арктического
- Елена Гладун. Политико-правовые векторы сотрудничества стран БРИКС в Арктике
- Павел Иванкин. Разворот на Восток: дефицит как возможность
- Андрей Криворотов: «Поворот на Восток» – это задача переосмысления судеб российского Севера
- Вячеслав Марача – о давней истории «поворота на Восток» в российской экономической политике
- Сергей Никоноров – о вопросах привлечения неарктических партнеров к работе в АЗРФ
- Ирина Стрельникова – о взаимодействии России со странами БРИКС для развития Арктики
- Юлия Харламова – Севморпуть как часть восточного вектора транспортной геостратегии России
- Анна Шишигина: приток инвестиций важнее прочих факторов для развития российских регионов
Читайте также:
- Северный морской путь как часть российской политики «разворота на Восток». Международное сообщество – о развитии Севморпути в новой геополитической реальности
- ПОРА развернуться на Восток. Эксперты обсудят изменения в российской внешней политике на заседании Дискуссионного клуба ПОРА
- В Мурманске эксперты обсудили взаимодействие с партнерами из Азии. Эксперты ПОРА поговорили о том, как один из регионов российского Северо-Запада взаимодействует с контрагентами из Азии и об особенностях культуры и менталитета восточных партнеров
- Эксперты ПОРА: Китай может стать технологическим партнером в развитии СМП.Вопросы переориентации российской экономики на восточное направление обсудили участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики