Сейчас в Архангельске

18:41 2 ˚С Погода
18+

Крайний Север в повестке Восточного экономического форума

Китай и Индия как стратегические партнёры РФ по Арктике

Поворот на Восток Китай в арктике
Денис Ивановский
28 сентября, 2023 | 03:35

Крайний Север в повестке Восточного экономического форума
Фото: https://stylishbag.ru/13-foto/karta-rossii-i-indii-i-kitaya-81-foto.html


В последние несколько лет Россия всё активнее обращает внимание на азиатско-тихоокеанский регион в контексте стратегического развития арктических территорий. Новый акцент на сотрудничество и взаимодействие с азиатскими странами отражает сдвиг в геополитических приоритетах и открывает новые возможности для устойчивого развития Арктики. Крайней Север закрепился и в повестке Восточного экономического форума, который состоялся 10-13 сентября во Владивостоке.


Китай всё ближе к Арктике

Программа форума включала несколько панельных сессий, в которых приняли участие представители китайских компаний и отраслевых ассоциаций. Пекин тепло отзывается о двустороннем сотрудничестве на Крайнем Севере и готов дальше работать в этом направлении.

Роснефть поставляет Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC) до 40 миллионов тонн арктической нефти в год. На полях форума стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области низкоуглеродного развития, где были заложены основы технологического сотрудничества. Москве очень выгодно такое партнёрство в свете ухода западных компаний, которые ранее поставляли оборудование для добычи нефти и газа в Арктику. Сейчас Китай готов частично заместить освободившуюся нишу.

Два китайских инвестора – CNPC и Фонд Шелкового пути – совместно владеют 30 процентами проекта «Ямал СПГ» Новатэка и готовы увеличить эту долю. Поставки сжиженного природного газа с Ямала в Азию идут по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России.

Восточный экономический форум также затронул климатическую повестку и вопросы декарбонизации. И Китай, и Россия взяли на себя обязательство достичь нулевых выбросов углеводорода к 2060 году. Поставленные задачи особенно важны в контексте климатических изменений в Арктике.



Сессия «Китайский бизнес в России: перспективы дальнейшего роста». Фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс


Индийское продолжение Севморпути

К арктическим дискуссиям на Восточном экономическом форуме подключилась и Индия. Шли обсуждения о Восточном морском коридоре (ВМК) – альтернативный маршрут, соединяющий Ченнаи на юго-восточном побережье Индии с Дальним Востоком России. Предполагается, что ВМК станет продолжением Северного морского пути.

Впервые о новом морском пути между Россией и Индией заговорили во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди во Владивосток в 2019 году. Маршрут протяжённостью 11 тысяч километров должен сократить транзит между российскими и индийскими портами, составив всего 11 дней вместо нынешних 25. Уже сейчас со стороны Индии ведутся работы по модернизации портовой инфраструктуры на юго-восточном побережье.

Российско-индийские переговоры во Владивостоке также касались увеличения объемов торговли, проходящей через Северный морской путь. За первые семь месяцев 2023 года Мурманск перевалил 8 миллионов тонн грузов, из которых на долю Индии пришлось 35 процентов. Основная доля индийского экспорта через Севморпуть – уголь.

Москва и Нью-Дели также договорились обучать индийских моряков в арктических водах в Российском морском учебном институте. Этот объект оснащен учебными тренажерами и специализируется на подготовке к навигации в полярных водах.

Индия предложила заняться совместным строительством неатомных ледоколов на своих верфях. В Москве приветствуют такую договоренность, поскольку российская судостроительная промышленность в последние годы испытывала трудности из-за западных санкций.

В этом году наблюдается очевидное смещение индийских интересов в отношении России в сторону Арктики. В предыдущие годы индийские компании фокусировались на двусторонней торговле, алмазах и чайном бизнесе, а в настоящее время обсуждаются новые проекты в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности в Арктике, ледокольном судостроении, морской логистике и строительстве.



Сессия «Россия – Индия». Фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс


БРИС и ШОС: арктическая повестка

Обсуждались на ВЭФ вопросы привлечения стран БРИКС и ШОС в арктическую деятельность. Напомним, БРИКС – это межгосударственное объединение пяти государств: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Россия ещё весной при передаче поста председательства Норвегии в Арктическом совете заявляла о более активной работе со странами БРИКС и ШОС. На ВЭФ эти намерения были подтверждены. Сейчас Москва готовит ряд двусторонних проектов в сфере научных исследований, логистики, охраны окружающей среды и морского сотрудничества. Среди всех участников двух международных объединений Китай и Индия вызывают особый интерес РФ как стратегические партнёры по Арктике.

Такая активность совпала со скорым председательством Москвы в БРИКС в 2024 году. Привлекать членов объединения к совместной работе в арктическом регионе будут в различных форматах и областях. Например, Россия и Бразилия прорабатывают проекты по сохранению экосистем в Арктике, разрабатывают подходы к защите коренных народов, а также обсуждают энергетическое сотрудничество.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic




Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

далее в рубрике