Сейчас в Мурманске

02:06 3 ˚С Погода
18+

Яна Крухмалева – о рисках при добыче и транспортировке ресурсов в Арктике

Современные технологии позволяют компаниям нефтегазового сектора экспериментировать не только для повышения доходов, но и для увеличения экологической безопасности

Материалы ЭЦ ПОРА Севморпуть Геология в Арктике
22 марта, 2024, 15:53

Яна Крухмалева – о рисках при добыче и транспортировке ресурсов в Арктике


Одной из приоритетных задач развития недропользования в Арктике и перевозки ресурсов по Севпормути должно быть обеспечение безопасности экосистем. С одной стороны, добычные проекты, в том числе по извлечению ресурсов со дна арктических морей, и развитие СМП обеспечивают строительство портов, приводят к развитию инфраструктуры энергетики и социальных объектов. С другой, с этими процессами связаны существенные риски, поясняет эксперт ПОРА, член совета директоров ООО «РискГап», директор по цифровой трансформации ООО «ИПИЛаб» Яна Крухмалева, рассматривая процессы на примере крупных игроков нефтегазодобывающей отрасли.

«Крупные энергетические компании играют значительную роль в достижении целей устойчивого развития, в том числе за счет технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, развития низкоуглеродной энергетики. Крупные корпорации могут реализовать возможности, которые открываются в рамках ESG-повестки.

Существует новый тренд в оценке деятельности компании с точки зрения соответствия ESG-критериям. Для нефтегазовой отрасли усиление методов конкуренции на энергетических рынках, с учетом геополитического аспекта, оказывают влияние на развитие отрасли, а также на темп внедрения цифровых технологий. В свою очередь, это сказывается на внутреннем потенциале предприятий ТЭК России. Серьезные проблемы для отрасли, вызванные процессом цифровой модернизации, происходят на фоне истощения месторождений и сокращения их количества, снижения скорости восполнения запасов, неэффективных методов добычи, несовершенства законодательства, нехватки высококвалифицированных кадров и финансирования, усиления регулирования отрасли. 

Перечисленные проблемы повышают риски реализации нового этапа в развитии экономики – цифровой трансформации. Как следствие, компании нефтегазового сектора серьезно экспериментируют с современными технологиями для повышения своей эффективности и доходов. 

Искусственный интеллект (ИИ) имеет множество приложений в нефтегазовой отрасли. Например, это оптимизация добычи с помощью компьютерного зрения для более быстрого анализа сейсмических и геологических данных, минимизация времени простоя для профилактического обслуживания нефтегазового оборудования, понимание коллектора и моделирование для прогнозирования рисков коррозии нефти с целью снижения затрат на техническое обслуживание. Морской нефтегазовый бизнес использует ИИ, чтобы сделать сложные данные, используемые для разведки и добычи нефти и газа, более доступными, что позволяет компаниям открывать новые перспективы разведки или более эффективно использовать существующие инфраструктуры. 

Компании нефтегазового сектора отличаются масштабом – у них сотни подразделений, тысячи сотрудников, многие из которых задействованы на производстве и не имеют оперативного доступа к информационным системам. Все это диктует особые требования к информационным системам. Сложные климатические условия работы повышают потери нефти и газа, и для радикального повышения эффективности, минимизации затрат компаниям необходимы новые материалы и высокотехнологичное оборудование.

Источником загрязнения акваторий и прибрежных территорий могут служить разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, а также прочих природных ресурсов. Проблемой является и возможность аварийных разливов нефти и сжиженного газа при их морских перевозках наливными судами и разрывах подводных трубопроводов. Компьютерное моделирование морских транспортных ситуаций показывает наличие риска аварийных ситуаций с судами вследствие сжатий дрейфующих льдов.

Ущерб от возможных разливов нефти в акваториях Севморпути существенен потому, что сбор нефти и нефтепродуктов затрудняется наличием ледяного покрова. Особую проблему создают разливы, находящиеся далеко от аварийно-спасательных центров, в условиях сплоченных и сплошных льдов, разливы в канале, на поверхности ледяного покрова и под ним. Поэтому при обеспечении безопасности мореходства на трассах СМП необходимо учитывать сложность локализации и ликвидации разливов нефти. Самым эффективным способом ликвидации аварийного разлива в условиях наличия ледяного покрова является сбор нефти с помощью скиммера и ледокола, так как использование огнестойких боновых заграждений, механический метод ликвидации разлива нефти и метод её выжигания не применимы в этих условиях.

Развитие комплексной системы экологического мониторинга потребует значительного финансирования из-за сложной логистической доступности и суровых условий климата. Для этого понадобится использование лучших доступных технологий, привлечение значительного числа специализированных кадров и международных компаний, заинтересованных как в использовании СМП, так и в сохранении естественных арктических экосистем. Мероприятия по созданию сети мониторинга состояния окружающей среды потребуют также тщательной координации и глубокой проработки планов реконструкции сети станций Росгидромета для максимальной репрезентативности результатов».



Эксперты ПОРА – о геологоразведке в Арктике:

Читайте также:

далее в рубрике