Сейчас в Мурманске

16:44 8 ˚С Погода
18+

Павел Иванкин: «Каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути»

Лишь в отдаленной перспективе СМП может рассматриваться как альтернатива Восточному полигону для транзитной перевозки каменного угля

Северный морской путь Транспорт и логистика Полезные ископаемые Материалы ЭЦ ПОРА
16 августа, 2024, 16:10

Павел Иванкин: «Каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути»


Поставки угля по Северному морскому пути в Азию возобновляются после трехлетнего перерыва: впервые с 2021 года партия угля отправлена из балтийских портов по Севморпути в Азию, сообщает «Коммерсант», ссылаясь на июльский отчет агентства Argus. Экспортная грузовая база России адаптируется к геополитической обстановке, отмечает Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, член комиссии Государственного совета РФ по направлению «Транспорт», председатель оргкомитета Ассамблеи экспертов железнодорожного транспорта. Однако СМП нужно готовить к перевозкам массовых грузов, каким является уголь.

Уже неоднократно подчеркивалось, что Северный морской путь и Восточный железнодорожный полигон являются самыми безопасными транспортными артериями для экспорта российской продукции. К сожалению, надо констатировать, что в логистике термины «безопасный» и «короткий» не равны терминам «дешевый» и «эффективный».

Северный морской путь значительно короче и безопасней маршрута через мыс Доброй Надежды и Красное Море. Но! Севморпуть сложнее: он не круглогодичен, требует ледокольной поддержки. Возможны задержки в пути следования за счет ухудшения погодных условий. Тем не менее, СМП начинает оживать – геополитическая обстановка положительно играет на рост роли Севморпути во внутрироссийской и экспортно-импортной логистике. Растет погрузка в северных портах, развивается Архангельск. Все больше грузовладельцев обращают внимание на СМП. Они медленно осваивают новые логистические маршруты, но если уж процесс пошел, появился сервис и положительные отклики, то сарафанное радио заменит любой государственный маркетинг.

Возвращаясь к перевозкам каменного угля транзитом по СМП, отметим, что каменный уголь является дешевым грузом, но с дорогой логистикой. В том смысле, что любая логистика занимает более 30% в цене готовой продукции, а при плохой конъюнктуре доля доходит до 85%. В связи с этим каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути. Что не исключает разовые отправки.

Каменный уголь сегодня добывается в основном в Сибири. Основный рынок сбыта сегодня – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Оптимальный логистический транспорт до границы – железная дорога. Восточный полигон сегодня не справляется с запросами угольщиков, но базовые соглашения выполняются. СМП как альтернатива Восточному полигону может быть рассмотрен в отдаленной перспективе. Для отгрузки в порты СМП будет задействована железная дорога. Расстояние перевозки ненамного меньше, чем до портов Дальнего Востока. Следовательно, выгодны по железнодорожному тарифу не будет. Расстояние по СМП приплюсовывается к расстоянию от портов Дальнего Востока до портов АТР.

А составить конкуренцию отгрузкам каменного угля через порты Балтии и далее через Европу или Африку на экспорт СМП может только в условиях «теплого» периода.

СМП надо готовить к перевозкам массовых грузов. Нужен соответствующий флот, линии, сервис. Севморпуть обладает огромным потенциалом для развития перевозок, включая каботажные перевозки по расписанию между портами СМП на всем его протяжении. Однако регулярность сообщения требует ответных усилий от транспортных организаций на всем уровне. Уже сегодня наблюдается дефицит ледокольного флота, рабочих мест в портах по обработке грузовой базы. Каменный уголь – это массовый груз, который требует качества обслуживания на постоянном, а не проектном уровне.

Мне кажется, что настало время обсудить стратегию и тактику развития СМП на публичной площадке. Грузовладельцам, кадровым агентствам, операторам будет интересно и полезно понимать, что сможет предложить «Росатом» завтра, чтобы рынок начал готовиться уже сегодня.

Экономика проекта на первом этапе может быть отрицательной, но только в том понимании, что проект окупается.

А проект СМП окупаем, надо только все сделать с умом!



Эксперты ПОРА – о геологоразведке в Арктике:

Читайте также:

далее в рубрике