Сейчас в Мурманске

14:01 -6 ˚С Погода
18+

Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны

Координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС, к.х.н. называет факторы влияния Северного морского пути на макроэкономическом уровне на развитие страны

Северный морской путь Материалы ЭЦ ПОРА Экономика Арктики Александр Воротников
28 декабря, 2023, 11:14

Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны


«Северный морской путь уже оказывает огромное влияние на мировую экономику. Мы видим, что СМП — это не просто транзит перевозки грузов, хотя здесь достигнуты впечатляющие результаты. Следует отметить и рост объемов перевозок по СМП, и вовлечение Балтики (Калининграда) в арктические маршруты. В результате работы Севморпути складывается новая экономика всей Арктической зоны. Перечислим ее основные характеристики.

  1. Развитие Севморпути способствует развитию прилегающий к нему территории АЗРФ. Строятся и развиваются порты. Естественно, развивается инфраструктура вокруг этих портов. Возникают новые производства, создаются новые рабочие места. Растут доходы граждан, что вызывает рост качества жизни населения и снижает социальную напряженность в АЗРФ.

  2. Происходящие изменения положительным образом сказываются на развитии различных производств в Российской Арктике. С учетом современных изменений, связанных с энергопереходом, необходимо полностью изменить подход к добыче углеводородов в АЗРФ. И уже существует реальная возможность строить предприятия газохимической и нефтехимической переработки прямо в регионах Арктики или в соседних регионах. Такие производства уже создаются. В частности, это позволяет задействовать такой ресурс, как климат, для производства сжиженного газа. Кроме того, упрощается и вывоз такой продукции с использованием СМП. Также важно, что при реализации таких производственных проектов возможно применение различных форм взаимодействия государства и бизнеса. Это могут быть офсетные и офтейковые контракты. Также перспективно использование контрактов жизненного цикла. Перспективным становится и применение специальных инвестиционных контрактов, которые позволят реализовать крупные проекты. 

  3. Эти перспективные проекты, а также традиционные проекты по добыче сырья (углеводородов и других полезных ископаемых) позволят сформировать грузовую базу для СМП и обеспечить ее рост в перспективе. 

  4. На развитие экономики Российской Арктики будут оказывать влияние опорные города и поселения АЗРФ. Именно здесь, благодаря проектам развития, а также мощной федеральной и региональной поддержке и участию крупных компаний, начнет развиваться производство, сюда будут привлекаться инвестиционные ресурсы, как российские, так и из дружественных стран. Список таких опорных населенных пунктов и поселений в Арктике уже определен распоряжением правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р. Всего в перечень вошли 16 отдельных населенных пунктов и агломераций, расположенных в девяти регионах, относящихся к Арктической зоне РФ — в Карелии, Коми, Якутии, Красноярском крае, Архангельской, Мурманской областях, Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах. Эти города и поселения станут точками экономического роста в Арктике.

  5. Благодаря такому подходу к развитию российского Севера возникает реальная возможность обеспечить рост ВВП при движении грузов по СМП. Часть грузов, доставленных в населенные пункты (порты), будет подвергаться переработке и далее доставляться в следующий пункт с добавленной стоимостью, реализовываться там или поставляться для реализации дальше в регионы России. Подобным образом реализуется принцип, заложенный в проекте Китая «Один пояс – один путь». Таким же образом Арктика может стать реальным экономически поясом России, связанным посредством СМП». 



Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:


Читайте также:


далее в рубрике