Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
Координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС, к.х.н. называет факторы влияния Северного морского пути на макроэкономическом уровне на развитие страны
![Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны](/upload/iblock/de7/rut7cu8g91all2pqt7zqkych9zfomkek.jpg)
«Северный морской путь уже оказывает огромное влияние на мировую экономику. Мы видим, что СМП — это не просто транзит перевозки грузов, хотя здесь достигнуты впечатляющие результаты. Следует отметить и рост объемов перевозок по СМП, и вовлечение Балтики (Калининграда) в арктические маршруты. В результате работы Севморпути складывается новая экономика всей Арктической зоны. Перечислим ее основные характеристики.
-
Развитие Севморпути способствует развитию прилегающий к нему территории АЗРФ. Строятся и развиваются порты. Естественно, развивается инфраструктура вокруг этих портов. Возникают новые производства, создаются новые рабочие места. Растут доходы граждан, что вызывает рост качества жизни населения и снижает социальную напряженность в АЗРФ.
-
Происходящие изменения положительным образом сказываются на развитии различных производств в Российской Арктике. С учетом современных изменений, связанных с энергопереходом, необходимо полностью изменить подход к добыче углеводородов в АЗРФ. И уже существует реальная возможность строить предприятия газохимической и нефтехимической переработки прямо в регионах Арктики или в соседних регионах. Такие производства уже создаются. В частности, это позволяет задействовать такой ресурс, как климат, для производства сжиженного газа. Кроме того, упрощается и вывоз такой продукции с использованием СМП. Также важно, что при реализации таких производственных проектов возможно применение различных форм взаимодействия государства и бизнеса. Это могут быть офсетные и офтейковые контракты. Также перспективно использование контрактов жизненного цикла. Перспективным становится и применение специальных инвестиционных контрактов, которые позволят реализовать крупные проекты.
-
Эти перспективные проекты, а также традиционные проекты по добыче сырья (углеводородов и других полезных ископаемых) позволят сформировать грузовую базу для СМП и обеспечить ее рост в перспективе.
-
На развитие экономики Российской Арктики будут оказывать влияние опорные города и поселения АЗРФ. Именно здесь, благодаря проектам развития, а также мощной федеральной и региональной поддержке и участию крупных компаний, начнет развиваться производство, сюда будут привлекаться инвестиционные ресурсы, как российские, так и из дружественных стран. Список таких опорных населенных пунктов и поселений в Арктике уже определен распоряжением правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р. Всего в перечень вошли 16 отдельных населенных пунктов и агломераций, расположенных в девяти регионах, относящихся к Арктической зоне РФ — в Карелии, Коми, Якутии, Красноярском крае, Архангельской, Мурманской областях, Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах. Эти города и поселения станут точками экономического роста в Арктике.
-
Благодаря такому подходу к развитию российского Севера возникает реальная возможность обеспечить рост ВВП при движении грузов по СМП. Часть грузов, доставленных в населенные пункты (порты), будет подвергаться переработке и далее доставляться в следующий пункт с добавленной стоимостью, реализовываться там или поставляться для реализации дальше в регионы России. Подобным образом реализуется принцип, заложенный в проекте Китая «Один пояс – один путь». Таким же образом Арктика может стать реальным экономически поясом России, связанным посредством СМП».
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Сахамин Афанасьев – закон о северном завозе поможет развитию Севморпути
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Николай Доронин, ПОРА: «Если Севморпуть будет освоен, все вернется сторицей»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
Читайте также:
- Океанологи сделали открытие, важное для прогнозирования ледовой обстановки на трассе Севморпути. Они обнаружили ранее неизвестное пресноводное течение между Карским морем и морем Лаптевых
- Инвестиции арабских компаний в Севморпуть, квоты на вылов рыбы в арктических морях и строительство международного центра на Шпицбергене. Зарубежные СМИ об Арктике
- Космический мониторинг подтвердил изменения климата на трассе Северного морского пути. Протяженность маршрута, на котором требуется использование ледокола в зимне-весенний период, сократилась на 325 км
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
- Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России. Зарубежные СМИ об Арктике