Сейчас в Мурманске

10:28 0 ˚С Погода
18+

Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью

Сложившаяся ориентация Северного морского пути на вывоз из Арктики сырья не вполне соответствует стратегическим задачам страны, уверен эксперт ПОРА; освоение СМП должно быть значимой задачей в общем контексте освоения российских пространств

Северный морской путь Материалы ЭЦ ПОРА
25 декабря, 2023 | 23:04

Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью


Эксперт ПОРА Андрей Криворотов, доцент кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России, поясняет действительное значение Северного морского пути для России. Колонка опубликована на сайте publico.ru 22 декабря 2023 года. Делимся размышлениями специалиста с нашими читателями.

«Огромное значение Северного морского пути определяется тем, что это один из всего двух наземных маршрутов, которые соединяют западную и восточную части страны – Центральную Россию и Зауралье. Вторым является бывший Сибирский тракт, ныне Транссибирская магистраль, и идущее примерно в том же коридоре шоссе, которое только в последние годы стало круглогодично действующим. Получается, что существует один сухопутный маршрут по югу и один северный по морю, кроме них запад и восток России соединяют только авиарейсы.

В этом смысле, конечно, Северный морской путь имеет стратегическое значение, прежде всего, для поддержания транспортной связности внутри России, особенно в нынешних сильно осложнившихся условиях. Но при этом основные факторы увеличения грузооборота СМП – это не внутренние перевозки, а экспортные: вывоз сибирского, а теперь и не только сибирского сырья на приоритетные рынки.

В последние годы Северный морской путь стал одной из ведущих «визитных карточек» России в Арктике. Таковой он являлся с 1930-х гг., когда был впервые более-менее системно освоен. Однако в последние годы СМП приобрёл очень большую значимость, прежде всего в связи с уникальным ростом его грузооборота – примерно с 2 млн тонн в начале прошлого десятилетия до 35 млн в этом году, в 17 раз за какие-то 12–13 лет! Это колоссальные темпы для реального сектора экономики, имеющие мало равных и в отечественной, и в зарубежной практике.

Вызывает, однако, определённые вопросы, как это увеличение грузооборота осуществляется и обосновывается. Пока основную грузовую базу для СМП составляют наши экспортные проекты, связанные с добычей сырья в Арктической либо приарктической зоне и его вывозе (преимущественно в непереработанном виде) на экспортные рынки: ранее – на европейские и азиатские, теперь – преимущественно на азиатские.

С одной стороны, это действительно очень значимый маршрут, особенно в нынешних условиях, когда Россия в большой степени утратила доступ на традиционные для себя западноевропейские рынки сбыта. Рост грузооборота по СМП послужил также основой для наращивания и давно уже назревшего обновления нашего ледокольного парка, потому что до последних лет Россия основывалась на атомных ледоколах, построенных ещё в советский период. Сроки их службы были уже около 30–40 лет, и, конечно, ледоколы требовали серьёзной замены.

С другой стороны, так или иначе это вывоз сырья, что не вполне, на мой взгляд, соответствует задачам, поставленным и в Основах государственной политики в Арктике 2020 года с поправками, внесёнными в этом [2023 – прим. ПОРА] году, ни с задачами Энергетической стратегии России до 2035 года, ни с теми поручениями, которые давал президент Путин на совещаниях по развитию Арктической зоны и по развитию ТЭК в апреле 2022 года.

Тогда ставился вопрос о преимущественном развитии внутреннего рынка сырья и его глубокой переработки. В Основы государственной политики России в этом году президентом были внесены точечные и очень значимые поправки. В частности, сказано, что социально-экономическое развитие Арктической зоны должно стать, во-первых, комплексным, во-вторых, инновационным.

Поэтому наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью, это должна быть стратегически значимая задача, но в общем контексте освоения российской Арктики и развития российских пространств в целом. На 2024 год формально по майскому указу президента грузооборот по СМП должен составить уже 80 млн тонн, то есть более чем удвоиться за год; по другому указу – 90 млн тонн.

В последние пару лет возникло определенное соревнование в лучших советских традициях. Руководство высокого уровня начало строить очень оптимистичные прогнозы с увеличением грузопотока чуть ли не до 270 млн тонн к 2035 году.

Думаю, такие цифры достижимы, но потребуют очень большого напряжения усилий. И основной вопрос стоит о том, чтобы этот параметр был сбалансирован с развитием Арктической зоны в целом, с наращиванием флота, с наращиванием наших собственных судостроительных компетенций и, самое главное, с обеспечением должной степени рентабельности».


Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:


Читайте также:


далее в рубрике