Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
Какие есть ограничения у Северного морского пути и как можно решить актуальные для транспортной магистрали проблемы, комментирует эксперт ПОРА
О предпосылках развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной транспортной коммуникации на мировом рынке и об ограничениях, которые нужно преодолеть, рассуждает эксперт ПОРА Елена Воронина, старший научный сотрудник института системного анализа ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук.
Развитие Северного морского пути напрямую связано с социальным, экономическим и технологическим развитием всей страны. Расширение логистической системы и интенсификация объёмов грузоперевозок по СМП обеспечивают также и развитие по направлениям национальной безопасности, таким как связанность российских регионов, военное присутствие, научные исследования. Северный морской путь становится не только артерией, предоставляющей условия для расширения российских перевозок, но имеет потенциал для увеличения международных транзитных перевозок. Это будет возможно, если основные составляющие СМП: морские суда, порты и портопункты, службы, обеспечивающие морскую деятельность, – будут работать во взаимодействии и координации.
Нужно больше ледоколов
Существует ряд ограничений для транспортировки по СМП. Несмотря на оптимистичные заявления экспертов о постепенном освобождении Арктики ото льда, ледообразование остается цикличным. Для прохождения трассы необходимы суда ледового класса (не менее Arc4), также требуется ледокольное сопровождение. Для удовлетворения потребностей грузоотправителей необходимы атомные, дизель-электрические и многофункциональные ледоколы, обеспечивающие прохождение караванов судов и полноценный набор услуг по ледокольной проводке. Сейчас количество ледоколов недостаточное, и этом может привести к длительному ожиданию ледокольного обеспечения.
К тому же существующий ледокольный флот не имеет возможности проложить судоходный канал шириной 60 метров для прохождения современных танкеров и газовозов грузоподъемностью 70 тысяч тонн и выше, что приводит к снижению рентабельности коммерческих перевозок.
В целях увеличения пропускной способности Северного морского пути и обеспечения регулярного круглогодичного судоходства по СМП необходима модернизация действующего и строительство нового ледокольного флота. Для этих целей создаются универсальные атомные ледоколы проекта 22220 (типа ЛК-60Я) с более мощной ядерной установкой (60 МВт против 55 МВт) которые будут способны работать как на морской проводке во льдах толщиной до 3 м, так и в мелководных районах прибрежных районах арктических морей. Для обеспечения круглогодичной устойчивой навигации в восточном секторе акватории СМП с коммерчески допустимым скоростным режимом необходимо построить более мощные ледоколы нового проекта 10510 типа «Лидер» мощностью 120 МВт, так как участок от пролива Вилькицкого до Берингова пролива считается самым трудным на трассе СМП.
Как развивать порты
Важную роль в выполнении транспортных задач играет связанность СМП с внутренними водными путями и наземной транспортной системой, поскольку соединение транспортных коридоров с СМП является одним из условий привлекательности маршрута за счет возможностей формирования наиболее оптимальных логистических схем. Основным связующим элементом между морским и сухопутным видами транспорта выступают порты. Сейчас в качестве транспортных узлов выступают порты только западного сектора СМП, имеющие транспортное сопряжение с железной дорогой. Порты же в восточной части СМП не имеют связи с единой железнодорожной транспортной системой.
Принципиальным вопросом является модернизация, расширение и строительство портовых мощностей, поскольку именно арктические порты имеют ключевое значение в обеспечении транспортных перевозок. Но они по-прежнему являются самым слабым звеном на СМП, в то время как они должны являться опорными точками, иметь ключевое значение в формировании транспортной системы и полноценного использования транзитного потенциала. Причальные сооружения в большинстве арктических портов требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов. Нуждаются в перевооружении и доведении до соответствия, удовлетворяющего международным нормам судоходства, функционирующие вдоль трассы СМП арктические порты Хатанга, Дудинка, Певек, Диксон, Тикси.
Необходимы обустроенные порты и портопункты, обеспеченные надежными современными услугами и эффективно функционирующей портовой инфраструктурой, необходимо строительство и обновление дополнительных глубоководных причалов. Это один из главных потребительских факторов использования СМП с обеспечением безопасного движения судов, с возможным заходом в порты для загрузки топливом, оказанием различных услуг: бункеровки судов, снабжения пресной водой, срочного ремонта, смены экипажей.
Что еще нужно сделать
Перечислим меры, которые требуются для реализации комплексного развития СМП, превращения пути в конкурентоспособную магистраль, работающую бесперебойно и безопасно.
1. Повышение качества работы и скоординированности действий по управлению транспортной коммуникацией СМП, а также повышение уровня взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса:
– улучшение координации работ различных организаций и ведомств–органов управления морскими операциями (ГК «Росатом» в лице Дирекции Северного морского пути, Росморречфлот, Минтранс и другие), операторов перевозок;
– внедрение современных технологий управления на принципах стратегического менеджмента для обеспечения согласованности интересов участников морских перевозок, их взаимодействия и оптимизации транспортного процесса;
– применение особого режима хозяйствования, в котором будет объединен потенциал государства и частного бизнеса на основе частно-государственного партнерства.
2. Обеспечение безопасности судоходства на трассах Севморпути:
– повышение уровня гидрографической изученности акватории арктических морей в целях достаточной и полной информации для создания официальных электронных навигационных карт;
– обеспечение навигационной безопасности по всей трассе СМП, в том числе гидрографической и метеорологической, применение наиболее совершенных методов ледовой разведки;
– повышение качества работы информационного, гидрометеорологического, лоцманского, ледокольного и других видов обеспечения;
– совершенствование аварийно-спасательного обеспечения безопасности судоходства (оказания помощи на море) в целях повышения надежности, эффективности и безопасности перевозок.
3. Совершенствование береговой инфраструктуры и портовой деятельности:
– модернизация существующих портов в целях возможности приема крупнотоннажных судов различных модификаций и обеспечения полноценным спектром транспортно-сервисных услуг;
– увеличение пропускной способности портов с современной логистикой в качестве транспортных узлов;
– создание по всей трассе и акваториям ее пролегания условий для обеспечения бесперебойного транспортного процесса в портах: строительство современных глубоководных морских терминалов, максимально автоматизированных для обработки грузов, специализированных перегрузочных комплексов.
4. Развитие технических средств в целях снижения влияния экстремальных ледовых явлений на арктическое судоходство:
– обновление на инновационной основе и увеличение группировки отечественного арктического линейного атомного и дизельного (типы Icebreaker9 и Icebreaker8) ледокольного флота;
– модернизация транспортного и ледокольного флотов, ориентированных на крупномасштабные грузовые перевозки, расширение сети круглогодичных судоходных маршрутов;
5. Развитие информационной системы поддержки при осуществлении транспортно-логистической деятельности:
– создание единой информационной автоматизированной системы мониторинга арктического региона;
– модернизация системы прогноза возникновения и динамики развития опасных геофизических, метеорологических, гидрологических, экологических явлений и процессов;
– разработка и внедрение современных метео-, гидро- и ледовых сервисов, применение беспилотных летательных аппаратов для проведения аварийно-спасательных работ, мониторинга движения морских судов и ледовой разведки.
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Сахамин Афанасьев – закон о северном завозе поможет развитию Севморпути
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Николай Доронин, ПОРА: «Если Севморпуть будет освоен, все вернется сторицей»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
Читайте также:
- Океанологи сделали открытие, важное для прогнозирования ледовой обстановки на трассе Севморпути. Они обнаружили ранее неизвестное пресноводное течение между Карским морем и морем Лаптевых
- Инвестиции арабских компаний в Севморпуть, квоты на вылов рыбы в арктических морях и строительство международного центра на Шпицбергене. Зарубежные СМИ об Арктике
- Космический мониторинг подтвердил изменения климата на трассе Северного морского пути. Протяженность маршрута, на котором требуется использование ледокола в зимне-весенний период, сократилась на 325 км
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
- Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России. Зарубежные СМИ об Арктике