Сейчас в Мурманске

11:16 0 ˚С Погода
18+

Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России

Зарубежные СМИ об Арктике

Северный морской путь США в Арктике
Денис Ивановский
14 декабря, 2023 | 13:52

Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Москва развивает Севморпуть

Россия продолжает развивать инфраструктуру арктического флота и Северного морского пути, заменяя западные технологии отечественными. Атомное агентство «Росатом» представило два своих новых реактора РИТМ-200, которые будут питать будущий ледокол «Чукотка». Изначально планировалось использовать импортные двигатели.

Российские компании довольно быстро перешли на отечественные технологии, заменив тем самым западные аналоги, которые ранее использовались при строительстве судов и портовой инфраструктуры для обслуживания Севморпути. Разработка собственных решений пока что обходится дороже европейских технологий, но при отладке  производства существенно снизится и стоимость.

В 2023 году количество портов для обслуживания судов вдоль СМП увеличилось до одиннадцати. Для сравнения, десять лет назад их было всего четыре. Новая инфраструктура позволила в 2023 году перевезти 31,4 миллиона тонн грузов, что в десять раз больше периода десятилетней давности.

Сейчас Москва ищет новых покупателей арктических ресурсов. Хоть России и удалось нарастить поставки в Китай и Индию, но полностью заместить европейских потребителей не получается. Проблема актуализируется плановым увеличением объёмов добычи газа в проекте «Арктик СПГ-2», по которому в ноябре американский Конгресс опубликовал очередной пакет санкций.

Сейчас в штате арктического флота, обслуживающего Северный морской путь, 30 судов. Ещё 33 судна строятся. Всего же на обеспечение СМП планируют выделить 100 ледоколов в течение 12 лет. Оптимизма придаёт и возможность отправлять судна без ледоколов. В сентябре 2023 года впервые два танкера прошли из Арктики в Китай самостоятельно. Пока что такие «заплывы» можно назвать экспериментальными, так как хождение по непредсказуемым арктическим морям без ледокольного сопровождения несёт большие экологические риски.

Москва усиливает и безопасность Севморпути за счёт укрепления военного присутствия. Только в этом году было модернизировано несколько военных аэродромов вдоль СМП, заброшенных с конца советской эпохи. Запускаются и крупные радиолокационные установки полного покрытия наблюдаемых арктических вод.


Борьба за Индию между США и РФ

Вашингтон пытается привлечь Индию как нового арктического партнёра. Азиатское государство проявляет интерес к Арктике в самых разных сферах, а также готово обсуждать вопросы арктической безопасности. До сих пор США не рассматривали Индию в качестве близкого партнёра в арктической повестке, однако её сближение с Россией заставляет менять приоритеты.

В начале 2024 года США выпустят обновлённую арктическую стратегию, куда хотят добавить Индию как потенциального партнёра на Крайнем Севере. Участились и переговоры американских и индийских чиновников по климатической повестке в Арктике.

Сама Индия всё чаще выступает за активное арктическое присутствие. В 2022 году страна выпустила свою первую арктическую стратегию, где просматривается взаимосвязь между экологическими событиями в Арктике и благополучием страны. В 2023 году Исследовательский институт Индии опубликовал исследование, где фиксируется прямая связь между таяниями арктических льдов и экстремальными осадками во время летних индийских муссонов.

Летние муссоны в Индии оказывают решающее влияние на экономику страны, поскольку обеспечивают 80% годовых осадков. Таким образом, защита Арктики имеет важное значение для долгосрочных социально-экономических интересов государства.

В гонке за индийское сотрудничество в Арктике участвует и Россия, у которой дела обстоят куда лучше, чем у США. Однако взаимодействие двух стран больше выражено в экономической плоскости – Индия становится инвестором российских арктических проектов, наращивает поставки углеводородов из региона, а также является технологическим партнёром Москвы.



Фото: GeoPhoto


Россия расширяет арктические границы

Россия подтвердила свое стремление к расширению континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Об этом во время 13-го международного Арктического форума в Санкт-Петербурге заявил выступавший главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Николай Евменов.

Для Москвы развитие военного компонента в Арктике является вынужденной мерой на фоне укрепления обороноспособности стран НАТО в регионе. Увеличение исключительной экономической зоны позволит увеличить и территорию действий вооружённых сил страны.

Впервые Россия подала заявку в ООН на расширение границ в Арктике ещё в 2001 году. Предполагаюсь, что на презентуемых территориях большие запасы нефти и газа. Тогда Комиссия ООН по границам континентального шельфа отклонила заявку на основании отсутствия достаточных научных доказательств. 

В 2015 году Москва повторно направила заявку, за которой в марте 2021 года последовала ещё одна. В целом предлагаемый континентальный шельф России будет охватывать почти 70 процентов Северного Ледовитого океана.

В этом году Подкомиссия ООН заявила о геологической принадлежности территорий. Москва рассчитывает, что окончательно вопрос в её пользу будет решён в течение двух лет.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic


Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:


Читайте также:


далее в рубрике