Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России
Зарубежные СМИ об Арктике
Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
Москва развивает Севморпуть
Россия продолжает развивать инфраструктуру арктического флота и Северного морского пути, заменяя западные технологии отечественными. Атомное агентство «Росатом» представило два своих новых реактора РИТМ-200, которые будут питать будущий ледокол «Чукотка». Изначально планировалось использовать импортные двигатели.
Российские компании довольно быстро перешли на отечественные технологии, заменив тем самым западные аналоги, которые ранее использовались при строительстве судов и портовой инфраструктуры для обслуживания Севморпути. Разработка собственных решений пока что обходится дороже европейских технологий, но при отладке производства существенно снизится и стоимость.
В 2023 году количество портов для обслуживания судов вдоль СМП увеличилось до одиннадцати. Для сравнения, десять лет назад их было всего четыре. Новая инфраструктура позволила в 2023 году перевезти 31,4 миллиона тонн грузов, что в десять раз больше периода десятилетней давности.
Сейчас Москва ищет новых покупателей арктических ресурсов. Хоть России и удалось нарастить поставки в Китай и Индию, но полностью заместить европейских потребителей не получается. Проблема актуализируется плановым увеличением объёмов добычи газа в проекте «Арктик СПГ-2», по которому в ноябре американский Конгресс опубликовал очередной пакет санкций.
Сейчас в штате арктического флота, обслуживающего Северный морской путь, 30 судов. Ещё 33 судна строятся. Всего же на обеспечение СМП планируют выделить 100 ледоколов в течение 12 лет. Оптимизма придаёт и возможность отправлять судна без ледоколов. В сентябре 2023 года впервые два танкера прошли из Арктики в Китай самостоятельно. Пока что такие «заплывы» можно назвать экспериментальными, так как хождение по непредсказуемым арктическим морям без ледокольного сопровождения несёт большие экологические риски.
Москва усиливает и безопасность Севморпути за счёт укрепления военного присутствия. Только в этом году было модернизировано несколько военных аэродромов вдоль СМП, заброшенных с конца советской эпохи. Запускаются и крупные радиолокационные установки полного покрытия наблюдаемых арктических вод.
Борьба за Индию между США и РФ
Вашингтон пытается привлечь Индию как нового арктического партнёра. Азиатское государство проявляет интерес к Арктике в самых разных сферах, а также готово обсуждать вопросы арктической безопасности. До сих пор США не рассматривали Индию в качестве близкого партнёра в арктической повестке, однако её сближение с Россией заставляет менять приоритеты.
В начале 2024 года США выпустят обновлённую арктическую стратегию, куда хотят добавить Индию как потенциального партнёра на Крайнем Севере. Участились и переговоры американских и индийских чиновников по климатической повестке в Арктике.
Сама Индия всё чаще выступает за активное арктическое присутствие. В 2022 году страна выпустила свою первую арктическую стратегию, где просматривается взаимосвязь между экологическими событиями в Арктике и благополучием страны. В 2023 году Исследовательский институт Индии опубликовал исследование, где фиксируется прямая связь между таяниями арктических льдов и экстремальными осадками во время летних индийских муссонов.
Летние муссоны в Индии оказывают решающее влияние на экономику страны, поскольку обеспечивают 80% годовых осадков. Таким образом, защита Арктики имеет важное значение для долгосрочных социально-экономических интересов государства.
В гонке за индийское сотрудничество в Арктике участвует и Россия, у которой дела обстоят куда лучше, чем у США. Однако взаимодействие двух стран больше выражено в экономической плоскости – Индия становится инвестором российских арктических проектов, наращивает поставки углеводородов из региона, а также является технологическим партнёром Москвы.
Фото: GeoPhoto
Россия расширяет арктические границы
Россия подтвердила свое стремление к расширению континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Об этом во время 13-го международного Арктического форума в Санкт-Петербурге заявил выступавший главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Николай Евменов.
Для Москвы развитие военного компонента в Арктике является вынужденной мерой на фоне укрепления обороноспособности стран НАТО в регионе. Увеличение исключительной экономической зоны позволит увеличить и территорию действий вооружённых сил страны.
Впервые Россия подала заявку в ООН на расширение границ в Арктике ещё в 2001 году. Предполагаюсь, что на презентуемых территориях большие запасы нефти и газа. Тогда Комиссия ООН по границам континентального шельфа отклонила заявку на основании отсутствия достаточных научных доказательств.
В 2015 году Москва повторно направила заявку, за которой в марте 2021 года последовала ещё одна. В целом предлагаемый континентальный шельф России будет охватывать почти 70 процентов Северного Ледовитого океана.
В этом году Подкомиссия ООН заявила о геологической принадлежности территорий. Москва рассчитывает, что окончательно вопрос в её пользу будет решён в течение двух лет.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Сахамин Афанасьев – закон о северном завозе поможет развитию Севморпути
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Николай Доронин, ПОРА: «Если Севморпуть будет освоен, все вернется сторицей»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
Читайте также:
- Океанологи сделали открытие, важное для прогнозирования ледовой обстановки на трассе Севморпути. Они обнаружили ранее неизвестное пресноводное течение между Карским морем и морем Лаптевых
- Инвестиции арабских компаний в Севморпуть, квоты на вылов рыбы в арктических морях и строительство международного центра на Шпицбергене. Зарубежные СМИ об Арктике
- Космический мониторинг подтвердил изменения климата на трассе Северного морского пути. Протяженность маршрута, на котором требуется использование ледокола в зимне-весенний период, сократилась на 325 км
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
- Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России. Зарубежные СМИ об Арктике