Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
Развитие магистральной ледовой транспортной артерии – системное условие реализации большинства арктических проектов, уверен эксперт ПОРА
Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказывает о том, какие основные шаги предпринимаются для решения важнейшей стратегической задачи России в Арктике – превратить Северный морской путь в новый глобальный транспортный коридор.
Объем перевозок по СМП составляет 33 миллиона тонн в год и постоянно растет. Для реальной конкуренции с Суэцким каналом, по которому перевозят свыше миллиарда тонн грузов в год, нужно построить ледоколы и адаптированный к арктическим условиям флот, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения.
Сейчас проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году на воду спустят еще четыре атомных ледокола проекта 22220, к 2027 году – первый ледокол проекта «Лидер». К середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырех СПГ-ледоколов.
Грузовой флот ледового класса к 2030 году хотят увеличить более чем в три раза. Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза.
Развивать флот, например, планируют «Норникель» и «Росатом»: в апреле 2023 года компании подписали соглашение, подразумевающие реализацию проектов по судостроению, развитию атомного ледокольного флота.
До 2025 года для контроля ледовой обстановки запустят три радиолокационных спутника – один для метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения интернетом и спутниковой связью. Один спутник для метеорологического мониторинга уже вышел на орбиту.
Для обеспечения надежности и безопасности судоходства по Севморпути создадут спасательные станции в Тикси, Певеке, Сабетте и Диксоне. Уже закуплена необходимая авиационная техника. На эти задачи до 2026 года выделили 37 миллиардов рублей.
Из 18 портов на трассе СМП сейчас модернизируют три: Певек, Мурманск и Архангельск. До 2024 года планируют переоборудовать еще четыре. Идет строительство терминала «Енисей», терминала «Утренний» в порту Сабетта и порта «Бухта Север» на Таймыре. К 2024 году их введут в эксплуатацию, и суммарный грузооборот портов Севморпути составит 85 миллионов тонн.
Для улучшения наземной транспортировки грузов порты Севморпути хотят соединить с системой железных дорог.
Новым этапом в развитии СМП станет запуск регулярных контейнерных перевозок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, а также запуск в 2023–2024 годах круглогодичной навигации.
Кроме того, в России создадут «цифровой двойник» для мониторинга и контроля северного завоза с использованием механизма арктической концессии.
Всё это поможет улучшить качество жизни людей в населенных пунктах вдоль трассы Севморпути и поможет превратить эту магистраль в международно значимую транспортную артерию.
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Сахамин Афанасьев – закон о северном завозе поможет развитию Севморпути
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Николай Доронин, ПОРА: «Если Севморпуть будет освоен, все вернется сторицей»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
Читайте также:
- Океанологи сделали открытие, важное для прогнозирования ледовой обстановки на трассе Севморпути. Они обнаружили ранее неизвестное пресноводное течение между Карским морем и морем Лаптевых
- Инвестиции арабских компаний в Севморпуть, квоты на вылов рыбы в арктических морях и строительство международного центра на Шпицбергене. Зарубежные СМИ об Арктике
- Космический мониторинг подтвердил изменения климата на трассе Северного морского пути. Протяженность маршрута, на котором требуется использование ледокола в зимне-весенний период, сократилась на 325 км
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
- Развитие инфраструктуры Севморпути, привлечение Индии в качестве партнёра и расширение арктических границ России. Зарубежные СМИ об Арктике