Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
Директор музея Ледокол «Красин» рассказывает о сложностях, с которыми сталкиваются музеи, посвященные арктической тематике, и о путях их решения
Музей Ледокол «Красин», филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – один из самых необычных музеев Санкт-Петербурга, это объект культурного наследия федерального значения и морской музейный центр. Построенный в 1916 году, ледокол более семидесяти лет работал по своему основному назначению в акваториях Северного Ледовитого океана. И вот уже почти тридцать лет на его борту открыта уникальная музейная экспозиция. Директор музея Ирина Стонт рассказывает о проблемах, стоящих перед арктическими музеями, и о путях их решения.
«Говоря о проблемах современных музеев, правильнее назвать их препятствиями к достижению поставленных целей. Это повышение количества посетителей, налаживание тесного межмузейного сотрудничества и выполнение непосредственных музейных обязанностей – сохранение, изучение и популяризация.
К сожалению, есть те препятствия, которые преодолеть сложно, а в некоторых случаях – невозможно, поскольку многие арктические музеи находятся в отдалении от основных мегаполисов и туристических маршрутов, а в арктических регионах в целом не столь развит туризм. Таким музеям приходится заниматься обслуживанием местных посетителей, что сильно ограничивает рост посещаемости.
Более того, многие интересные музеи находятся на территориях ограниченного доступа. Например, такие музеи, как «Подводная лодка К-21», Североморский музей истории города и флота, а также Музей военно-воздушных сил Северного флота расположены на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) город Североморск. А в городе Полярный, который входит в состав ЗАТО городской округ Александровск, расположен историко-краеведческий музей. Посещение ЗАТО возможно лишь по предъявлению специального пропуска.
Арктическим музеям, пытающимся привлекать аудиторию из других регионов, требуется постепенное внедрение современных компьютерных технологий. Это не только облегчает фондовую работу (внедрение системы КАМИС), но и позволяет использовать передовые цифровые технологии в деле подачи материала (3D-технологии, VR, машинное зрение). Кроме того, арктические музеи активно внедряют образовательные программы для детей, хотя данная деятельность и не является основной в музейном деле.
Одна из ключевых проблем — это отсутствие финансирования. Вкладывание средств в арктические музеи не является приоритетной задачей как для государства, так и для частных инвесторов. У многих музеев из-за отсутствия свободных средств нет возможности для расширения музейного пространства, создания новых экспозиций. Такие вопросы мы обсуждаем на межмузейных встречах. Решением может быть строительство дополнительных площадей для создания фондохранилищ.
Ещё одним следствием нехватки денег является утрата известных исторических судов. Так, в советский период не удалось сохранить для потомков ледокол «Ермак» и ледокольный пароход «Георгий Седов». А ведь было бы очень интересно видеть эти ледоколы стоящими рядом и узнавать об их участии в героических страницах истории нашей страны, например, на Фестивале ледоколов, который проходит каждый год в Санкт-Петербурге в период майских праздников.
Важной проблемой, стоящей еще с 1990-х годов, является дефицит профессиональных кадров, который ведет к проблемам как в научно-фондовой работе, так и в музейной коммуникации.
Еще одной проблемой арктических музеев является их разрозненность, оторванность работы каждого из них. Здесь главная причина — неразвитость транспортной инфраструктуры. Вследствие этой географической оторванности затруднен процесс организации совместных выставок, научных конференций. Музеи зачастую находятся в различном ведомственном подчинении, должны соблюдать различающиеся правила, что также усложняет координацию. Несмотря на все сложности, мы стараемся встречаться на общих мероприятиях и находить финансовые возможности для создания совместных проектов.
Среди значительных преимуществ ведения музейной работы в Арктической зоне можно выделить актуальную проблему поддержания традиций коренных народов Севера, в частности, песенно-танцевального наследия или косторезного искусства. Данная работа находит поддержку также со стороны общественных организаций, обеспечивается государственными программами. Например, на фестивале «Под Полярной звездой», который мы проводим ежегодно на борту ледокола, выступают коллективы из Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Такие мероприятия привлекают огромное количество посетителей.
Интерес к истории и культуре народов Севера повышается с каждым днем, подтверждая тем самым слова вице-адмирала С.О. Макарова: «Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан». Несмотря на все трудности, препятствия и сложности, мы идем вперед и прислушиваемся к словам великого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена: «Ты должен будешь пробиться, иначе — погибнешь».
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным