Сейчас в Мурманске

19:38 -2 ˚С Погода
18+

Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства

Музеи конкурируют за посетителей с принципиально иными форматами организации досуга – бороться за внимание аудитории они могут с помощью партнерств и поддержки общественных организаций

Материалы ЭЦ ПОРА Арктические музеи
24 января, 2024 | 17:05

Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства


Арктика как популярная тема давно ушла из массового сознания. Посещение арктического музея сегодня – это необязательная опция для людей, а не обязательный вид досуга, как было раньше. Как в этих условиях музеи могут бороться за аудиторию, размышляет эксперт ЭЦ ПОРА Наталия Белякова, директор департамента экспедиций и туризма РГО, руководитель группы по маркетингу территорий экспертного совета комитета по туризму Госдумы РФ, заведующая лабораторией коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ.

«Актуальная задача арктических музеев – поиск своего места и закрепление найденного позиционирования в общем неоиндустриальном пространстве: города, региона, страны. 

Пятьдесят лет назад полярные исследования были на пике массового интереса, а история легендарных экспедиций вписана в школьную программу. Десять лет назад арктическую культурную повестку музеи держали практически монопольно – сильных альтернатив не было. Но сегодня ландшафт внимания драматически изменился. 

Во-первых, до массовой популярности арктических исследований прошлого современным полярникам далеко. Немногие навскидку назовут их имена, никто не играет во дворе в поход на Северный полюс, в учебниках остался даже не минимальный уровень знаний о роли России в Арктике, а выжимка в пару абзацев. То есть никто сегодня по умолчанию не должен увлекаться Арктикой – этого паттерна нет как базового в массовом сознании. Значит, и арктические музеи – не must visit [обязательные к посещению – прим. ПОРА], а опция: хочу – иду, не хочу – не иду. 

Во-вторых, на поле культурного наследия Арктики играют сегодня не одни только музеи. Вот только навскидку несколько названий. Центр современного искусства «Сияние» – частная некоммерческая арт-институция Андрея Малахова. Ямальская биеннале современного искусства, превращающая в арт-объект станцию наблюдений за полярным сиянием в Сыктывкаре, и это тоже частная арт-интервенция. Наблюдаем ренессанс корпоративных музеев. И так далее.

Арктическим музеям необходимо расширить число касаний с широкой аудиторией, встроиться в сценарии реального потребления, активно вступать в партнерства с теми, кого музеи, особенно внесенные в реестр Минкульта, порой считают недостойными специального внимания (а зря – бронзоветь не рекомендовано никому). 

А ещё музеи конкурируют не с другими музеями, а с принципиально иными форматами организации досуга – такими как торгово-развлекательные центры, клубы, кафе, коворкинги, планетарии, онлайн-кинотеатры на диване…

Никто не обязан выбирать именно музей. За это надо побороться.

Посмотрим на тактику успешных музеев, которым, казалось бы, не снимать корону положено по статусу. Третьяковка позиционирует себя как место для досуга, предлагая множество сценариев проведения его в музее – от коворкинга до клуба молодых мам (пока дети на занятиях в музее). Эрмитаж делает спецпроекты для корпоративных заказчиков на базе своего Клуба друзей и эндаумент-фонда, находя время на максимальную кастомизацию базовых пакетов. «Нам нужны все, по любому поводу, мы демократичны и найдем сценарий интересного досуга для каждого, от "музея в ползунках" до "ночи в музее"», - так это можно расшифровать.

Вот эту логику арктическим музеям, кажется, и стоит взять на вооружение. Тем более, что Арктика сегодня – территория партнерств на 360 градусов. И внимание к ней постепенно, но растет в массовом сознании. Мы в РГО видим это на статистике собственных туров в Арктику (научно-популярному туризму – быть!), популярности программ корпоративного волонтерства с арктической специализацией (гражданской науке – да!), запроса на сертификацию и получение знака «Рекомендовано РГО» в том числе арктическими объектами показа. Некоторые музеи уже получили этот знак и оценили его маркетинговую силу. Тем более, что особое наше внимание уделяется региональным, небольшим музеям, где работают энтузиасты: бьются за гранты потанинского конкурса, знают наизусть сроки подач заявок в Президентский фонд культурных инициатив и Фонд президентских грантов, запускают революционные для малых городов иммерсивные экскурсии и умеют встроиться в логику корпоративной социальной ответственности «лендлордов» арктических регионов. Именно им нужна поддержка крупной федеральной общественной организации, медиасила ее бренда и ее экспертиза. Всё это арктические музеи могут найти в РГО».



Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:


Читайте также:

далее в рубрике