Сейчас в Архангельске

10:27 -1 ˚С Погода
18+

Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов

Арктический музей может стать важным инструментом развития региона, в котором будут пересекаться интересы государства, бизнеса и граждан

Материалы ЭЦ ПОРА Арктические музеи
7 февраля, 2024 | 11:24

Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов


Координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников рассказывает о своем видении путей для развития музеев в Арктике и о той роли, которую эти организации могут сыграть в развитии арктических регионов.

«Значение арктических музеев в жизни регионов АЗРФ возрастает, и в новых условиях требуются концептуальные изменения в подходах к таким организациям. Музеи должны стать не просто местом хранения коллекций артефактов, то есть «музеями» в обычном понимании этого слова. Современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов. 

Современный арктический музей – это важный инструмент развития региона, в котором пересекаются интересы государства, бизнеса и граждан – местных и приезжих, посещающих данную территорию. Такие музеи надо создавать в рамках мастер-планов арктических городов, которые создаются сейчас для всех опорных населенных пунктов в АЗРФ. Хорошим примером в этом случае является мастер-план города Анадыря с включенным в него таким музейным пространством.

Как показывает практика, арктические музеи практически не используют государственно-частное партнерство – ГЧП – в своей деятельности. Это связано, вероятно, с отсутствием знаний и компетенций в этой сфере. Хотя такой опыт в России все же существует, и яркий пример – Калужская область, где такие проекты реализуются. 

На мой взгляд, необходимо создать Центр поддержки музейных инноваций арктических музеев.

Также необходимо развивать взаимодействие музеев с бизнесом, которое хотя и существует, но находится практически в зачаточном состоянии. Это взаимодействие выгодно и музеям, и компаниям. Компетенции музеев и их пространства можно использовать для обучения персонала компаний, в том числе тематике коренных малочисленных народов Севера, природных и климатических условий региона, а также для организации программ семейного досуга для сотрудников. Кроме того, такое взаимодействие будет играть на повышение ESG-рейтинга компаний. А рост рейтинга поможет им привлекать заемные средства с зарубежных и российских финансовых рынков, вкладывая их в собственное развитие, а соответственно, и в развитие территорий их присутствия. А это ведет к росту качества жизни населения в Арктике».



Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:


Читайте также:

далее в рубрике