Сейчас в Архангельске

13:03 4 ˚С Погода
18+

Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев

Директор музея Ледокол «Красин» рассказывает о сложностях, с которыми сталкиваются музеи, посвященные арктической тематике, и о путях их решения

Материалы ЭЦ ПОРА Арктические музеи
26 января, 2024 | 17:17

Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев


Музей Ледокол «Красин», филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – один из самых необычных музеев Санкт-Петербурга, это объект культурного наследия федерального значения и морской музейный центр. Построенный в 1916 году, ледокол более семидесяти лет работал по своему основному назначению в акваториях Северного Ледовитого океана. И вот уже почти тридцать лет на его борту открыта уникальная музейная экспозиция. Директор музея Ирина Стонт рассказывает о проблемах, стоящих перед арктическими музеями, и о путях их решения.

«Говоря о проблемах современных музеев, правильнее назвать их препятствиями к достижению поставленных целей. Это повышение количества посетителей, налаживание тесного межмузейного сотрудничества и выполнение непосредственных музейных обязанностей – сохранение, изучение и популяризация.

К сожалению, есть те препятствия, которые преодолеть сложно, а в некоторых случаях – невозможно, поскольку многие арктические музеи находятся в отдалении от основных мегаполисов и туристических маршрутов, а в арктических регионах в целом не столь развит туризм. Таким музеям приходится заниматься обслуживанием местных посетителей, что сильно ограничивает рост посещаемости.

Более того, многие интересные музеи находятся на территориях ограниченного доступа. Например, такие музеи, как «Подводная лодка К-21», Североморский музей истории города и флота, а также Музей военно-воздушных сил Северного флота расположены на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) город Североморск. А в городе Полярный, который входит в состав ЗАТО городской округ Александровск, расположен историко-краеведческий музей. Посещение ЗАТО возможно лишь по предъявлению специального пропуска.

Арктическим музеям, пытающимся привлекать аудиторию из других регионов, требуется постепенное внедрение современных компьютерных технологий. Это не только облегчает фондовую работу (внедрение системы КАМИС), но и позволяет использовать передовые цифровые технологии в деле подачи материала (3D-технологии, VR, машинное зрение). Кроме того, арктические музеи активно внедряют образовательные программы для детей, хотя данная деятельность и не является основной в музейном деле.

Одна из ключевых проблем — это отсутствие финансирования. Вкладывание средств в арктические музеи не является приоритетной задачей как для государства, так и для частных инвесторов. У многих музеев из-за отсутствия свободных средств нет возможности для расширения музейного пространства, создания новых экспозиций. Такие вопросы мы обсуждаем на межмузейных встречах. Решением может быть строительство дополнительных площадей для создания фондохранилищ. 

Ещё одним следствием нехватки денег является утрата известных исторических судов. Так, в советский период не удалось сохранить для потомков ледокол «Ермак» и ледокольный пароход «Георгий Седов». А ведь было бы очень интересно видеть эти ледоколы стоящими рядом и узнавать об их участии в героических страницах истории нашей страны, например, на Фестивале ледоколов, который проходит каждый год в Санкт-Петербурге в период майских праздников.

Важной проблемой, стоящей еще с 1990-х годов, является дефицит профессиональных кадров, который ведет к проблемам как в научно-фондовой работе, так и в музейной коммуникации.

Еще одной проблемой арктических музеев является их разрозненность, оторванность работы каждого из них. Здесь главная причина — неразвитость транспортной инфраструктуры. Вследствие этой географической оторванности затруднен процесс организации совместных выставок, научных конференций. Музеи зачастую находятся в различном ведомственном подчинении, должны соблюдать различающиеся правила, что также усложняет координацию. Несмотря на все сложности, мы стараемся встречаться на общих мероприятиях и находить финансовые возможности для создания совместных проектов. 

Среди значительных преимуществ ведения музейной работы в Арктической зоне можно выделить актуальную проблему поддержания традиций коренных народов Севера, в частности, песенно-танцевального наследия или косторезного искусства. Данная работа находит поддержку также со стороны общественных организаций, обеспечивается государственными программами. Например, на фестивале «Под Полярной звездой», который мы проводим ежегодно на борту ледокола, выступают коллективы из Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Такие мероприятия привлекают огромное количество посетителей. 

Интерес к истории и культуре народов Севера повышается с каждым днем, подтверждая тем самым слова вице-адмирала С.О. Макарова: «Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан». Несмотря на все трудности, препятствия и сложности, мы идем вперед и прислушиваемся к словам великого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена: «Ты должен будешь пробиться, иначе — погибнешь».


Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:


Читайте также:

далее в рубрике