Сейчас в Архангельске

10:43 -1 ˚С Погода
18+

Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев

Мультимедийные технологии в музеях северных стран проникают в культурное пространство, делая его доступным, интерактивным и познавательным

Материалы ЭЦ ПОРА Арктические музеи Технологии
9 февраля, 2024 | 07:08

Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев


Анализируя прогресс арктических и северных музеев в международном пространстве, важно обратиться к недавнему международному опыту, который может быть полезен для развития целого ряда концепций и идей в отечественной музейной практике, подчеркивает Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств.  

«Арктика – территория будущего! Поэтому российские арктические музеи должны стать флагманами музейной архитектуры, лидерами в области обновления экспозиционных и выставочных технологий. Стремительно внедрять самые смелые, молодые по духу, кураторские концепции. Как можно шире заявлять о себе на партнерских площадках страны – так, чтобы каждый россиянин понимал, что безбрежные пространства за Полярным кругом – это часть большой истории, культуры, экономики, без которых невозможны настоящее и будущее! Не столичные, но арктические музеи должны генерировать самые прогрессивные идеи, создавать инновационные пространства выставок и экспозиций, амбициозные просветительские и социокультурные проекты.

Хорошо известно, что одними из первых вопросами популяризации культурного наследия через цифровые технологии занялись именно страны Северной Европы. Ярким тому примером служит международная программа «Связанная культура и природное наследие в северной среде» (CINE), объединившая представителей из Норвегии, Исландии, Ирландии, Северной Ирландии и Шотландии. Важно отметить, что эта инициатива была поддержана музейным консорциумом NORD, консолидировавшим небольшие музеи крайнего севера Норвегии, в том числе расположенные на арктических островах. За 3 года существования CINE (2017–2020 гг.) организаторам удалось реализовать множество проектов.

Помимо разработки мобильных игр и приложений, создания виртуальной выставки и полноценной цифровой реконструкции раннесредневекового монастыря на основе археологических данных, участники программы написали серию руководств по геймификации музейного опыта, обработке больших объемов исторических данных, оцифровке археологических находок и многим другим направлениям.

Также подобный опыт был применен для выставки «1238. Битва за Исландию» в музее, посвященном этому эпохальному сражению. Технологии дополненной реальности и достоверно воссозданное в 3D средовое пространство и быт тех времен предлагают зрителю совершенно новый музейный опыт, позволяя погрузиться в гущу исторических событий и пережить ключевые моменты Битвы при Орлигстадире, которая имела огромное значение для Исландии.

Далее, в сотрудничестве с платформой Sketchfab, при помощи фотограмметрии были созданы трехмерные изображения находок, обнаруженных при раскопках монастыря XVI в. на территории усадьбы Скридуклаустур в Исландии. Помимо этого, на основе археологических исследований была создана трехмерная модель самого монастыря – её может «посетить» любой пользователь сайта, посвященного архитектурному памятнику.

Экспозиции музея «Планета викингов» (Viking Planet), открытого в 2019 г., представляют зрителю эпоху викингов, используя виртуальную реальность (VR), голограммы и интерактивные экраны. Музей также известен своим сотрудничеством с крупными режиссерскими студиями, включая компанию Ридли Скотта: в специально спроектированном кинотеатре с обзором в 270 градусов каждый посетитель может посмотреть VR-фильм «Засада», повествующий о повседневной жизни Норвегии в ту отдаленную эпоху. Помимо того, постоянная экспозиция привлекает посетителей голограммами экспонатов в натуральную величину, интерактивными 3D-артефактами и самым разнообразным просветительским контентом. Этот музей – яркий пример того, как современные мультимедийные технологии могут оживить исторические периоды, создавая познавательный опыт для посетителей всех возрастов.

Открытие художественного музея Amos Rex в 2018 г. (Хельсинки, Финляндия) было ознаменовано завораживающей иммерсивной экспозицией «Невесомый» (Massless), организованной японским арт-коллективом TeamLab. На выставке использовались новейшие технологии для проецирования изображений на различные поверхности, в том числе на характерные изогнутые перекрытия музейного зала, что создавало иллюзию движения воды и других стихийных природных и, даже, фантастических явлений. Проекционное шоу включало в себя элементы интерактивного взаимодействия с пользователями, элементы инсталляции реагировали на движения зрителя, прекращая его соучастником события. Особенно интересным это взаимодействие показалось детям. Сотрудничество музея и коллектива TeamLab – это блестящий пример открытости музея новым технологиям и способам взаимодействия со зрителями.

Таким образом, применение мультимедийных технологий в музеях северных стран является ярким примером того, как стремление к инновациям проникает в культурное пространство, делая его доступным, интерактивным и познавательным.

Однако, на наш взгляд, Россия, как развитая высокотехнологичная страна, также имеет возможность создавать исключительные по своей уникальности и значимости проекты благодаря креативности и безудержному стремлению к инновациям. Отечественный проект «Цифровое искусство» дает прекрасный пример взаимодействия современных цифровых технологий и музеев. Также в их числе – павильон «Атом» (ВДНХ, Москва) и амбициозный проект АММА – Арктический музей современного искусства в Норильске, работа над которым ведется в последнее время».


Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:


Читайте также:

далее в рубрике