Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
Мультимедийные технологии в музеях северных стран проникают в культурное пространство, делая его доступным, интерактивным и познавательным
Анализируя прогресс арктических и северных музеев в международном пространстве, важно обратиться к недавнему международному опыту, который может быть полезен для развития целого ряда концепций и идей в отечественной музейной практике, подчеркивает Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств.
«Арктика – территория будущего! Поэтому российские арктические музеи должны стать флагманами музейной архитектуры, лидерами в области обновления экспозиционных и выставочных технологий. Стремительно внедрять самые смелые, молодые по духу, кураторские концепции. Как можно шире заявлять о себе на партнерских площадках страны – так, чтобы каждый россиянин понимал, что безбрежные пространства за Полярным кругом – это часть большой истории, культуры, экономики, без которых невозможны настоящее и будущее! Не столичные, но арктические музеи должны генерировать самые прогрессивные идеи, создавать инновационные пространства выставок и экспозиций, амбициозные просветительские и социокультурные проекты.
Хорошо известно, что одними из первых вопросами популяризации культурного наследия через цифровые технологии занялись именно страны Северной Европы. Ярким тому примером служит международная программа «Связанная культура и природное наследие в северной среде» (CINE), объединившая представителей из Норвегии, Исландии, Ирландии, Северной Ирландии и Шотландии. Важно отметить, что эта инициатива была поддержана музейным консорциумом NORD, консолидировавшим небольшие музеи крайнего севера Норвегии, в том числе расположенные на арктических островах. За 3 года существования CINE (2017–2020 гг.) организаторам удалось реализовать множество проектов.
Помимо разработки мобильных игр и приложений, создания виртуальной выставки и полноценной цифровой реконструкции раннесредневекового монастыря на основе археологических данных, участники программы написали серию руководств по геймификации музейного опыта, обработке больших объемов исторических данных, оцифровке археологических находок и многим другим направлениям.
Также подобный опыт был применен для выставки «1238. Битва за Исландию» в музее, посвященном этому эпохальному сражению. Технологии дополненной реальности и достоверно воссозданное в 3D средовое пространство и быт тех времен предлагают зрителю совершенно новый музейный опыт, позволяя погрузиться в гущу исторических событий и пережить ключевые моменты Битвы при Орлигстадире, которая имела огромное значение для Исландии.
Далее, в сотрудничестве с платформой Sketchfab, при помощи фотограмметрии были созданы трехмерные изображения находок, обнаруженных при раскопках монастыря XVI в. на территории усадьбы Скридуклаустур в Исландии. Помимо этого, на основе археологических исследований была создана трехмерная модель самого монастыря – её может «посетить» любой пользователь сайта, посвященного архитектурному памятнику.
Экспозиции музея «Планета викингов» (Viking Planet), открытого в 2019 г., представляют зрителю эпоху викингов, используя виртуальную реальность (VR), голограммы и интерактивные экраны. Музей также известен своим сотрудничеством с крупными режиссерскими студиями, включая компанию Ридли Скотта: в специально спроектированном кинотеатре с обзором в 270 градусов каждый посетитель может посмотреть VR-фильм «Засада», повествующий о повседневной жизни Норвегии в ту отдаленную эпоху. Помимо того, постоянная экспозиция привлекает посетителей голограммами экспонатов в натуральную величину, интерактивными 3D-артефактами и самым разнообразным просветительским контентом. Этот музей – яркий пример того, как современные мультимедийные технологии могут оживить исторические периоды, создавая познавательный опыт для посетителей всех возрастов.
Открытие художественного музея Amos Rex в 2018 г. (Хельсинки, Финляндия) было ознаменовано завораживающей иммерсивной экспозицией «Невесомый» (Massless), организованной японским арт-коллективом TeamLab. На выставке использовались новейшие технологии для проецирования изображений на различные поверхности, в том числе на характерные изогнутые перекрытия музейного зала, что создавало иллюзию движения воды и других стихийных природных и, даже, фантастических явлений. Проекционное шоу включало в себя элементы интерактивного взаимодействия с пользователями, элементы инсталляции реагировали на движения зрителя, прекращая его соучастником события. Особенно интересным это взаимодействие показалось детям. Сотрудничество музея и коллектива TeamLab – это блестящий пример открытости музея новым технологиям и способам взаимодействия со зрителями.
Таким образом, применение мультимедийных технологий в музеях северных стран является ярким примером того, как стремление к инновациям проникает в культурное пространство, делая его доступным, интерактивным и познавательным.
Однако, на наш взгляд, Россия, как развитая высокотехнологичная страна, также имеет возможность создавать исключительные по своей уникальности и значимости проекты благодаря креативности и безудержному стремлению к инновациям. Отечественный проект «Цифровое искусство» дает прекрасный пример взаимодействия современных цифровых технологий и музеев. Также в их числе – павильон «Атом» (ВДНХ, Москва) и амбициозный проект АММА – Арктический музей современного искусства в Норильске, работа над которым ведется в последнее время».
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным