Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
Новые инициативы, которые совместно реализуют музеи из разных населенных пунктов Арктики, ранее сложно было представить – они становятся возможны благодаря появлению единого информационного и проектного поля
Арктические территории, бескрайние просторы бассейна Северного Ледовитого океана столетиями служили полем культурного обмена, торговли, но также и международного соперничества в стремлении покорить Северный Полюс. Россия, будучи северной страной, выиграла в этой битве за право быть первой в арктическом регионе, сохранив культуру двух десятков коренных народов Севера. Великое культурное наследие, которое хранят арктические музеи, имеет не только государственное, но мировое значение, уверяет директор Воркутинского музейно-выставочного центра Ольга Раздрогова, отмечая при этом, что современные вызовы ставят музеи в крайне жесткие условия работы, заставляя их максимально оперативно реагировать на актуальные запросы общества и государства – несмотря на все объективные затруднения и препятствия.
«Воркутинский музейно-выставочный центр – это точка притяжения молодежи заполярного города трудовой доблести. Наша задача как культурно-образовательной и просветительской институции заключается в том, чтобы молодое поколение, зная историю и культуру нашего заполярного региона, нашло новые смыслы, новые решения для обеспечения высокого качества жизни и экономического развития территории. Но для решения такой задачи нужны новые подходы, новые проектные научно-исследовательские лаборатории и дискуссионные площадки. Этого можно добиться, решая задачи, которые по своей сути одинаковы для всех арктических музеев.
Физико-географические особенности жизни за полярным кругом определяют достаточно сложные условия организации нашей работы, в то же время усиливая ее значимость, необходимость для культуры и образования. Одна из основных особенностей музеев Арктики, которая в большей степени их объединяет – это географическая отдаленность не только от «центра», но и друг от друга. Чаще всего, музей является единственным в городе или населенном пункте. Поэтому ему приходится участвовать не только в музейных мероприятиях, которые для него привычны, но и в акциях не музейной направленности, которые важны для жителей.
Отток населения из арктических регионов является еще одной серьезной проблемой, усиливая негативные факторы для развития музеев. Из-за этого сложнее добиваться увеличения посещаемости, труднее находить профессиональный персонал.
Большинство музеев Арктики являются музеями муниципальными, из чего следует, что у них нет финансовых возможностей для обновления экспозиций, оборудования просторного помещения и полноценного обеспечения рабочих процессов высококвалифицированными кадрами. Также ограничены возможности качественного хранения и пополнения музейных коллекций. Большая скученность и невозможность расширения фондовых хранилищ знакомы многим. Создание единого фондохранилища для нескольких музеев одной территории является возможным решением. Но для музеев, находящихся на большом расстоянии и при отсутствии автомобильного сообщения, это крайне затруднительно!
Арктические территории объединяет общая история, что дает возможность для создания совместных выставочных проектов. Но, зачастую, нет возможности посетить музей другого региона из-за сложной транспортной доступности. Решением данного вопроса было бы создание общей базы музейных предметов по истории освоения Арктики.
Создание Секции арктических музеев Союза музеев России стало лишь отправной точкой для объединения музеев Арктики в единый музейный кластер. Стали возникать партнерские проекты, которые раньше не появились бы. Наш музей уже в этом году с Музеем Арктики и Антарктики смог показать выставочный проект «Неслучайные случайности: по следам затерянных экспедиций». Сейчас планируются новые проекты с арктическими музеями, которые было бы сложно представить без созданного единого информационного и проектного поля.
Арктика огромна и интересна. Север завораживает и влюбляет в себя, не оставляет равнодушным, привлекает настоящих, смелых и отважных людей. В наших силах создать выставки, направленные на знакомство с Арктикой для жителей южных и центральных регионов, зарубежных стран. Это очень важно! Ведь популяризация и романтизация Крайнего Севера в Советском Союзе сыграла главную роль в стремительном изучении и промышленном освоении сокровищницы природных ископаемых. Арктика объединила общество общей идеей, сплотила в едином порыве к процветанию страны, укрепила чувство гордости историей, культурой и величайшими достижениями, дала многим выдающимся личностям шанс проявить и реализовать себя! Не стоит также забывать и о том, что грандиозные арктические проекты по разработке месторождений нефти и газа, угля и цветных металлов, по развитию Северного морского пути, масштабные фундаментальные научные исследования были реализованы всей страной. А значит, история Арктики – всероссийское достояние!
Культурный и научный потенциал арктических регионов не только не использован в должной мере, он еще не полностью изучен и не до конца осмыслен. Арктические музеи должны стать основой для создания новых интересных локаций и проектов. Судьба музеев, их стабильное функционирование не должны зависеть от ведомственной принадлежности, размера фондовых коллекций и возможностей финансирования. Значимость любого музея должна исходить из его важности для сохранения истории и культуры Арктики и России, а значит, возможности обеспечить достойное будущее – не менее великое, чем наше прошлое!»
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным