Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи?
Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА

Более 20 директоров музеев и музейных работников из разных районов Арктики (и не только) рассказали об успешных кейсах и поделились своими мнениями – что важно для музеев будущего на Севере. Дискуссия на тему «Арктические музеи. Сохранение исторического наследия, проблемы и перспективы развития» состоялась на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 30 января 2024 года.
В своем выступлении Александр Воротников, координатор экспертного совета ЭЦ ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС, модератор мероприятия, подчеркнул важность взаимодействия музеев с властью и бизнесом. «Выстроенные отношения с властью позволяют привлекать средства как национальных проектов, так и грантовые. У многих арктических музеев такой опыт уже есть, однако на современном этапе необходимо его актуализировать. Отношения с бизнесом выстроены не у всех музеев, руководители большинства их них не имеют представления о государственно-частном партнерстве, хотя такой опыт в России есть (Калужская область). При проходящей сейчас ESC-трансформации компаний они активно будут взаимодействовать с музеями на территории своего присутствия. Участие в такой деятельности также положительно скажется на ESG-рейтинге компаний», – считает представитель ПОРА.
Юлия Купина, директор ФГБУК «Российский этнографический музей», координатор Секции арктических музеев Союза музеев России, напомнила, что арктические музеи расположены не только в циркумполярной зоне: богатые коллекции экспонатов есть в Санкт-Петербурге, Уфе и других городах. «Более того, страны, далёкие от Арктики и не обладающие такими коллекциями, крайне заинтересованы в том, чтобы знакомиться с арктическими музеями, взаимодействовать по различным проектам. Арктика определяется не только географически», – констатировала участница дискуссии.
Музей в Заполярье – больше, чем музей, уверены эксперты. «Запросы горожан могут меняться с течением времени. Если раньше были популярны дома культуры, библиотеки, то сейчас это уже какие-то более современные пространства типа коворкингов, офисы, где люди могут проводить время, общаться, обмениваться идеями, работать. Поэтому очень важно использовать принцип активности под запросы населения», – считает Виктория Богинская, управляющий партнер проектно-консалтингового центра «ЯРУС», член Экспертного совета по созданию стандартов Арктических регионов, разработчик мастер-плана Анадыря.
Сенатор от Республики Коми Елена Шумилова рассказала о проекте передвижного музея «Каникулы в Арктике», который вырос из авиамониторингов экологической обстановки вдоль Северного широтного хода. Вначале медиаматериалы использовались для выдачи экспертных заключений для недропользователей. Потом из отснятого сделали научно-популярные фильмы. «Но материалов накопилось столько, что мы решили, что нужно открывать музей, причём полностью интерактивный. Он помещается в одном автобусе. Мы проехали за эти 2,5 года больше 30 городов, музей посетили более 18 000 детей», – рассказала Шумилова.
«Учреждения культуры в регионах должны стать центрами притяжения», – уверена Сардана Брызгалова, эксперт Института геокультурного развития Республики Саха, которая выступает за концепцию «геокультурного туризма». Она привела в качестве примера Верхоянский районный краеведческий музей «Полюс холода», куда туристы специально едут не просто осмотреть экспонаты, а за тем, чтобы побывать в одной из самых холодных точек планеты.
«Музеи должны стать полноценной частью и геоэкономики, и геополитики. Функционал, который в них заложен, не полностью используется. А на федеральном уровне нужно реализовывать взаимодействие с фундаментальной наукой», – полагает Рустам Романенков, заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы».
Валентина Коськина, директор краеведческого музея ЗАТО Полярный (Мурманская область), подняла вопрос о важности оснащения музеев современными технологиями. По ее словам, они особенно важны для труднодоступных учреждений на удаленных территориях. «Как раз эти технологии позволяют приблизить нас и дать возможность показать свои культурные ценности по сети посетителям, которые не могут приехать к нам», – сказала представитель музея.
По мнению доцента факультета географии РГПУ имени А.И. Герцена Ольги Подшувейт, музеи оказались подзабытыми при составлении последних стратегических документов, посвященных Арктической зоне. В то же время именно они являются центрами сохранения культуры коренных народов. «Это воспитание любви к своей малой родине. Это прививка от того, чтобы уехать. Именно музей – здесь несут эту вахту, занимаются с дошкольниками, школьниками младшего возраста и формируют чувство любви к своей малой родине. Но еще важнее музеи для молодежи. В музее у студентов есть возможность узнать и понять буквально за 1,5-2 часа многое о смыслах, возможностях, об истории территории, о ее современных вызовах и запросах, и, соответственно, о своей дальнейшей профессиональной реализации», – считает Подшувейт.
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным