Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
Создать новый выразительный и современный объект притяжения в Арктике можно, используя несколько универсальных принципов
Музеи на арктических территориях, как правило, одновременно выполняют и смежные функции, так как строительство и содержание подобных объектов связано с большими затратами для населенного пункта. Можно смело сказать, что музеи для Арктики – намного больше, чем просто «культурное» место. Причём это не просто самостоятельные объекты: они становятся частью многофункционального комплекса, который отвечает на современные запросы, трансформируется в зависимости от локации и существующей функции. Какими должны быть подходы к анализу и проектированию арктических музеев, рассказывает эксперт ПОРА Виктория Богинская, управляющий партнер проектно-консалтингового центра «ЯРУС», член Экспертного совета по созданию стандартов Арктических регионов, разработчик мастер-плана Анадыря.
«При анализе лучшей музейной практики можно выделить три подхода, которые стоит учитывать при работе с музейными объектами. От данных критериев будет зависеть расположение объекта, его площадь и функциональное наполнение. Подобные подходы – своего рода маркеры, обозначающие, на что стоит обращать внимание при проектировании нового арктического музея.
Во-первых, это локация. Учитывается месторасположение поселка, где расположен музей: удаленность от других поселений и городов, наличие туристической привлекательности. Также учитывается территория: наличие городской площади, расположение объекта в контексте существующей застройки.
Второй подход учитывает население: количественный состав (число постоянно проживающих и мигрирующих, размер маятниковой миграции), а также род деятельности (основной вид деятельности, хобби и увлечения людей, портрет жителя, предпринимательство).
Наконец, третий подход – от функций: он учитывает существующие городские объекты с общественной функцией (школы, ФОК, МФЦ и прочие), сценарность использования, наличие дефицита существующих функций.
В качестве архитектурно-планировочных принципов предлагаются следующие подходы.
-
Модульность. Каждая функция – независимый блок-модуль, который может добавляться и убираться в зависимости от потребностей конкретного поселения.
-
Адаптивность. Культурные пространства могут трансформироваться в зависимости от численности населения и потребностей жителей, которые, в свою очередь, могут меняться с течением времени.
-
Интегрированность. Культурный центр располагается вблизи городских площадей и становится частью единого общественного пространства.
-
Идентичность. Применение национальных мотивов в архитектурных решениях культурного центра.
-
Многофункциональность. Функциональный набор культурного центра определяется выявленными потребностями жителей.
Подобные подходы позволят сформировать наиболее эффективную модель, учесть все современные аспекты и получить выразительный и современный объект притяжения в Арктике».
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным