Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания
В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным
Храмовый комплекс в Неноксе. Фото В. Ломова
Всем, кто приезжает в Архангельск издалека, местные жители в обязательном порядке рекомендуют посетить расположенный всего в 25 километрах от города музейный комплекс «Малые Корелы».
17 июля 1964 года является датой основания «Малых Корел», хотя официально музей был открыт для посетителей 1 июня 1973 года.
В данном материале расскажем, чем он уникален, а поможет нам в этом заведующая научно-экспозиционным отделом музея-заповедника Светлана Никитинская.
Заведующая научно-экспозиционным отделом Светлана Никитинская
От Онеги до Мезени
Место под будущий музей выбрали не случайно. В «Малых Корелах» есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области. «Если Мезень стоит на угорах, – объясняет Светлана, – то, соответственно, и объекты, вывезенные из этого района, находятся в нашем музее-заповеднике на высоком берегу реки Корелки. Тут же представлена деревянная набережная с подпорной стенкой, характерная для Мезенского края. С помощью таких сооружений берег защищали от размыва».
В Малых Корелах посетители осматривают не залы, а традиционные деревянные постройки, свезенные сюда со всей Архангельской области. Мне сразу же вспоминаются аналогичные экспозиции под открытым небом в пермской Хохловке, иркутских Тальцах, Переславле-Залесском, но Светлана поправляет: «Мы крупнейшие». Музей раскинулся на внушительных 140 гектарах и включает в себя несколько секторов: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский.
Шатровая колокольня из с. Кулига-Дракованово, XVI век. Фото из архива музея-заповедника
Два памятника – Никольская церковь в селе Лявля и храмовый ансамбль в селе Ненокса – закреплены за музеем, но остались на своих местах, в 9 и 116 километрах от Малых Корел, соответственно. Лявленская церковь была возведена в 1581–1584 годах и на сегодняшний день является самим ранним сохранившимся образцом северного шатрового стиля. Постройка ансамбля в Неноксе относится к 1727–1763 годам. Его визитная карточка – Троицкая церковь. Это центрический ярусный храм, украшенный группой из пяти шатров с крупными луковичными главами.
История музея началась с необходимости спасения Ильинско-Владимирской церкви XVII века в селе Белая Слуда Красноборского района.
Сегодня на территории музея два деревянных храма. А кроме того, часовни, мельницы, амбары-магазеи, кузница, крестьянские дома… Все постройки гармонично вписаны в природный ландшафт, внутри воссозданы аутентичные интерьеры. Они многое поведают гостям музея о том, как жили люди в разных уголках Русского Севера на рубеже XIX–XX вв.
Северная ветряная мельница. Фото из архива музея-заповедника
Секреты курной избы
В Каргопольско-Онежском секторе стоят три курные избы. То есть, при топке печи дым из нее выходил прямо в жилое помещение. На мои слова, что это ужасно неудобно, Светлана возражает: «Дым из печи моментально нагревал помещение, что в условиях местного климата – очень влажного и холодного – являлось фактором экономии. В избах, отапливавшихся по-белому, расход дров был так велик, что появилась поговорка: вылететь в трубу».
Потолок в курных избах делали высоким (до трех метров) и трапецевидным, а снизу ограничивали специальными полками-воронцами. Дым от печи остывал у потолка, но ниже полок не опускался, а выходил через специальное волоковое окно в стене, а оттуда – по раструбу через дымник. Все эти предосторожности исключали риск угореть в курной избе при правильной топке.
К тому же дым надежно защищал сруб и потолочные конструкции от гниения и личинок жука-короеда, что позволяло продлить век деревянного дома. Кроме того, топившаяся по-черному печь была удобна для ведения хозяйства: просушивания одежды, обуви, рыболовных снастей. Даже у богатого крестьянина Александра Федоровича Пухова из деревни Большой Халуй Каргопольского района одна из изб была курной. Хозяин специально время от времени менял расположение печи, чтобы просмолить и просушить срубы каждой избы.
Несмотря на достоинства, курные избы сегодня не строят. Как не носят больше архангелогородские красавицы почёлки – головные уборы дугообразной формы на твердой прокладке, орнаментированные плотными выпуклыми озерами. В собрании музея среди прочих хранится почёлок конца XVIII – середины XIX века, привезенный из Устьянского района Архангельской области.
Архангельские почёлки. Фото из архива музея-заповедника
Вера и быт северян
Суровая природа и бытовой уклад Русского Севера наложили отпечаток не только на материальную, но и на духовную культуру. Жители Русского Севера, в особенности поморы, были очень религиозными. Так, перед выходом в море поморские мужчины ставили на берегу обетный крест, чтобы благополучно вернуться домой. После счастливого возвращения с промысла могли поставить уже благодарственный крест.
Украшением собрания музея является крест из деревни Кушкопалы Пинежского района. Высота кушкопальского креста вместе с подземной частью – 8 метров, на его центральной перекладине написано: «Крест – хранитель всей вселенной, красота церковная».
Отношение крестьян к православной вере отражалось и в интерьере дома. «Люди в деревнях были верующие, – продолжает свой рассказ Светлана, – в каждой избе был красный угол с иконами, причем не один. Иконы иногда еще ставили в пространстве избы между печью и стеной. Его в разных деревнях по-разному называли – прилуб, бабий кут, шолнуша…»
Кушкопальский крест. Фото из архива музея-заповедника
Советское наследие в музейных фондах
С 1975 года сотрудники музея выезжают в экспедиции в поисках новых экспонатов. В это трудно поверить, но за первые пять лет было организовано 250 (!) выездов. (Причем в основном музейщики передвигались по области на перекладных). Сегодня о таких показателях можно только мечтать. Тем не менее, в 2019 году сотрудники музея выезжали в Шенкурский район, а с 2020-го – в Мезенский и Лешуконский.
Расширилась концепция научно-исследовательской деятельности и комплектования фондов – музей теперь заинтересован и в экспонатах вплоть до конца 70-х годов ХХ века. «Пока живы люди, – объясняет Светлана, – которые могут поделиться информацией о работе в колхозах, на лесозаготовительных предприятиях, о каких-то бытовых моментах, мы должны их опросить. Это важно еще и потому, что в обществе сейчас чувствуется ностальгия по советскому прошлому. Важно не упустить связь времен».
К 75-летию Победы в доме Кузьминых, который располагается в Мезенском секторе, был воссоздан интерьер советской избы периода Великой Отечественной войны. Предметы для интерьера привезли в том числе и из экспедиций в Лешуконский и Мезенский районы. В основе интерьера – легенда эвакуированной ленинградской учительницы, которая, оказавшись вместе с дочкой в Лешуконском районе после эвакуации, осталась там навсегда.
В пространстве дома Кузьминых показано, как с приездом новых людей традиционный интерьер трансформируется: появляются занавески, рукоделие уступает место вязанию рукавиц и носков солдатам… В планах музея-заповедника – воссоздать интерьер советской избы послевоенного периода. Не вызывает сомнения, что получится очень познавательно.
«Здесь можно и нужно неспешно гулять, – делится впечатлениями посетительница музея Анастасия Житенева, – подробно все рассматривать, наблюдать, любоваться. Катались на качелях, сын ковал сувенирные монетки. Накупили сувениров. И оставили здесь кусочек сердца, настолько нам понравилось!!!! Жаль, что живем от Архангельска далеко. Однозначно нужно приезжать еще».
Масленичная забава в «Малых Корелах». Фото из архива музея-заповедника
Информация для посетителей
ФГБУК «Музей-заповедник "Малые Корелы"»
163502, Архангельская область, Приморский район, д. Малые Карелы
Время работы:
с 1 июня по 30 сентября – ежедневно с 10:00 до 19:00
с 1 октября по 31 мая – ежедневно с 10:00 до 17:00
***
Алексей Егоров, специально для GoArctic
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным