Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
Новый Арктический и Антарктический музейный конгрессно-выставочный центр, музеефикация судна «Михаил Сомов», масштабная научная работа по изучению истории освоения Арктики и другие задачи
Серьезные позиции России в Арктике недостаточно отражены в сфере сохранения исторического и культурного наследия, полагает эксперт ПОРА Павел Филин, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера). Он предлагает создать современный, отвечающий амбициям страны Арктический и Антарктический музейный конгрессно-выставочный центр – объект, который мог бы быть сопоставимым по масштабу с Музеем Мирового океана и сочетал бы принципы организации технопарка, конгрессно-выставочного и музейного центров. А также реализовать ряд других значимых проектов по сохранению объектов, связанных историей освоения Арктики, и памяти об этих событиях.
«Арктика в последние годы является зоной высокого интереса как внутри страны, так и на международной арене, что закономерно вызывает интерес к истории ее освоения, ее культурному и природному наследию. Наша страна сейчас находится на новом витке освоения Арктики, реализуются масштабные проекты, превосходящие своим размахом советский период. При этом в стране отсутствует площадка для осмысления и масштабной популяризации современной деятельности России в Арктике. В стране практически не ведется музейная документация современной насыщенной истории освоения Арктики и Антарктики. Пройдет некоторое время, и будет невозможно найти в музейных коллекциях следы этой бурной жизни и деятельности, что, по большому счету, недопустимо – как с государственных, так и общекультурных позиций.
В России проходит большое количество посвященных Арктике мероприятий самого высокого уровня – с участием первых лиц России и других государств. Проводятся различные промышленные выставки, на которых представляются те или иные наработки отечественных и зарубежных производителей в сфере освоения Арктики и Антарктики. К сожалению, проходят такие мероприятия на площадках, которые никак не связаны с историей освоения Арктики. Хотя проведение мероприятий в пространстве, посвященном Арктике и Антарктике, значительно усилило бы значимость и аргументированность излагаемой позиции.
Новый музейный конгрессно-выставочный центр
Очевидно, что в России назрела необходимость создать современный, отвечающий амбициям страны Арктический и Антарктический музейный конгрессно-выставочный центр, сопоставимый по масштабам с Музеем Мирового океана. В данном центре возможно совмещение принципов организации технопарка, конгрессно-выставочного и музейного центров. В таком варианте центр может стать инновационным явлением, реализующим работу по изучению и популяризации исторических оснований деятельности России в Арктике, а также представлять непосредственно инновационную технологическую платформу (технопарк «Арктика»).
В принципе, в Санкт-Петербурге действует богатейший Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Его уникальная экспозиция уже сама стала музейным экспонатом, т.к. разрабатывалась и создавалась в годы самой активной работы Главсевморпути в 1930-50-х гг. с целью показать достижения Советской власти в освоении Арктики. Однако в силу крайней ограниченности площадей музей не имеет возможностей для своего развития на существующей площадке.
Большую работу по разработке концепции такого центра, а также по сбору масштабных и уникальных объектов технического наследия (вездеходная техника, самолеты) проводит в Санкт-Петербурге Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики при инвестиционной поддержке ЗАО «СММ». В Кронштадте на базе парка Патриот действует экспозиция «Полярные победы России», на которой представлены крупномасштабные объекты техники, связанные с историей освоения Арктики. Также Арктический музейно-выставочный центр совместно с Национальным парком «Русская Арктика» ведут работу по созданию самого северного в мире музея на базе полярной станции Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа. Крайне важно продолжать эту деятельность.
Среди арктического «мусора» есть объекты музейного уровня
Сейчас идет масштабная очистка Арктики и Антарктики от бочек из-под топлива, брошенной техники и мусора. При всей важности и необходимости данной работы, к сожалению, в категорию «мусора» могут попасть уникальные свидетельства истории освоения Арктики, в том числе — объекты науки и техники. В работы по очистке Арктики и Антарктики необходимо включать специалистов по культурному наследию, реализовывать музейные программы.
В высокоширотной Арктике на Диксоне есть примечательное, красивое и хорошо узнаваемое здание порта 1939 года постройки. Это здание напрямую связано с историей освоения Северного морского пути, пережило бомбардировку Диксона в годы Великой Отечественной войны. Здание заброшено, но все еще в приличном техническом состоянии. Учитывая то, что Диксон, скорее всего, в связи с развитием проекта в бухте Север и с развитием угольных месторождений может получить второе дыхание, крайне важно обратить внимание на его наследие, в частности, на здание порта. Это мог бы быть и музей, и культурный центр, и гостиница.
О совместной работе арктических музеев
В 2016 г. на ледоколе «Красин» состоялась конференция «Полярные чтения. Арктика в музеях и музей в Арктике». Это был первый форум арктических музеев, на котором было заявлено о необходимости создания ассоциации арктических музеев. К счастью, несколько лет назад в составе Союза музеев России была создана секция арктических музеев, которая ведет активную деятельность. Следует всячески поддержать эту работу. В то же время отметим, что большинство музеев в АЗРФ не входят в Союз музеев России, при этом имеется множество небольших музеев различной формы организации, которые нуждаются в совместной работе и поддержке.
О музеефикации судна «Михаил Сомов»
В 2025 г. исполнится 50 лет знаменитому НЭС «Михаил Сомов». Это судно верой и правдой служит полярникам и пока замены ему нет. Ближайшие 5 лет «Сомов» еще будет работать в Арктике. Но специалисты понимают, что это уже старое судно, всё-таки 50 лет – срок немалый! Учитывая заслуги «Сомова», присужденный ему статус «Морское наследие России» уже сейчас важно решать вопрос о его дальнейшей судьбе. На заседании Межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, которое прошло в октябре 2023 года в Архангельске на базе областного правительства, обсуждался данный вопрос – общее мнение заключалось в том, что «Сомов» должен стать музеем. Но именно сейчас, пока есть время, над решать вопросы: где судно будет базироваться, в чьём ведомстве будет работать в качестве музея, откуда пойдет финансирование.
О новой научной работе по изучению истории освоения Арктики
Музей – это осмысление и популяризация истории, в нашем случае истории Арктики. К сожалению, последняя масштабная историческая работа (четырехтомная история Северного морского пути) была подготовлена и издана Арктическим институтом в 1950-1960-х гг., причем доведена она была только до 1945 г. С того времени обобщающих работ такого масштаба по истории Арктики не появилось. Совершенно необходима большая комплексная работа по изучению истории Арктики на новом уровне осмысления, с привлечением огромного массива слабоизученных архивных документов и доведенная в хронологическом плане до современности. Такое издание видится как многотомное, подготовленное коллективом авторов по согласованной методике».
Павел Филин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук – МАЭ (Кунсткамера) РАН, заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра, ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, член РГО.
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным