Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
Стремящийся к успеху музей сегодня обязан обладать характеристиками популярного туристического объекта; как этого добиться, несмотря на сложности, рассказывает эксперт ПОРА
Современный музей стал активным участником культурных, национальных и даже политических процессов. Все это происходит потому, что в современном обществе музей является практически единственным учреждением, способным удержать в своих стенах память о прошлом, сохранить культурное наследие, а также решить проблему адаптации человека к новым условиям жизни. Какие проблемы стоят перед арктическими музеями и как их можно решить, на примерах музейных организаций Республики Саха (Якутия) рассказывает эксперт ПОРА Сардана Брызгалова, руководитель отдела реализации приоритетных проектов и геокультурной идентификации Института геокультурного развития РС(Я), член общественной палаты города Якутска.
«Миссия сохранения историко-культурного наследия Арктики возложена на музеи, им принадлежит особое место в становлении гражданского общества, формировании исторической памяти. В Якутии сегодня действуют 19 арктических музеев. Многие из них расположены в труднодоступных населенных пунктах. Так, к арктическим относятся 13 районов Якутии, из них 7 полностью находятся за линией Северного полярного круга, а территорию других 6 районов Северный полярный круг пересекает.
У таких музеев много общего: и специфика культурного наследия, связанная с коренными малочисленными народами Арктики, и схожие проблемы. Практически во всех музеях можно выявить идентичные основные сложности в работе:
-
отсутствие специализированных фондохранилищ, соответствующих нормативным требованиям по обеспечению температурно-влажностного, светового и биологического режимов;
-
большая плотность хранения в приспособленных помещениях, затрудняющая изучение коллекций, мониторинг их состояния;
-
недостаточность современного специализированного оборудования для хранения и использования на практике высокотехнологических способов маркировки и автоматизированного учета музейных предметов;
-
в отдаленных территориях во многих музеях остро стоит проблема устаревших постоянных экспозиций, их несоответствие современному уровню развития науки и музейного дела;
-
отсутствие экспозиционно-выставочного оборудования и новейших технологий в экспозиционной деятельности;
-
исходя из этого вытекает ряд общих вопросов, которые приводят к лакунам в комплектовании музеев.
Для решения этих проблем арктическим музеям целесообразно было бы создать единую систему развития, на базе которой можно было бы осуществлять согласованную, скоординированную деятельность. Нужны совместные проекты по разработке научных экспедиций, направленных на пополнение и изучение музейных коллекций, выездные обменные семинары по подготовке кадров музейной сферы, включая руководящие. Не секрет, что сокращение возможностей для повышения квалификации сотрудников музеев привели к дефициту квалифицированных кадров на должностях музейных специалистов.
Еще одной проблемой является скромное типовое разнообразие музеев, особенно музеев- заповедников, то есть целостных историко-культурных и природных комплексов, сохраняющих и представляющих не отдельные памятники, а совокупность разнородных объектов – от исторического ландшафта до нематериальной культуры.
Пожалуй, ключевым препятствием для объединения музеев и проведения выставок в нескольких регионах является неразвитость транспортной инфраструктуры. Решением было бы использование современных музейных технологий, таких как виртуальные музеи, мультимедийные выставки. За последние два года прослеживается тенденция роста числа временных выставок и посещаемости музеев, возросла доля специалистов с высшим образованием.
Решение проблемных вопросов по материально-технической базе, по кадровому обеспечению, по содержательной части музеев отчасти зависит от самих специалистов. Сейчас музеи в очередной раз стоят перед необходимостью измениться, чтобы соответствовать запросам меняющегося общества. Музейное руководство в наши дни должно задумываться не только о создании экспозиций и организации выставок, но и о новых формах работы с посетителями.
Музей, стремящийся к успеху, обязан обладать характеристиками популярного туристического объекта. Арктические музеи активно включаются в развитие культурного туризма, связанного не только с посещением достопримечательностей и объектов культуры, но и других точек притяжения туристов, где по-прежнему самыми зрелищными являются непосредственные проявления уникальности той или иной местности. В первую очередь исключительной особенностью северных районов является суровый холодный климат. Именно из-за этой характерной черты, к примеру, на Республику Саха приходится до 90% палеонтологических находок мамонтовой фауны в мире. Есть множество уникальных образцов с высокой сохранностью, представляющих колоссальный интерес для туристов.
Было бы здорово открыть на территории вечной мерзлоты научно-лабораторный и экспозиционно-выставочный комплекс – криохранилище (криомузей) мамонтовой фауны, поскольку эти экспонаты способны давать огромный массив ценной информации о геологической эпохе, ландшафтах, климате, экологической адаптации тех или иных исчезнувших видов доисторических животных. Данный комплекс мог бы заниматься экспонированием палеонтологических объектов, организацией передвижных выставок, изучением методов консервации музейных экспонатов, ведением образовательно-просветительской работы.
Запуск такого рода музейных объектов и программ позволяет не только диверсифицировать местную экономику, но и создать дополнительную занятость.
А вот пример того, как можно решать проблему подготовки кадров для музейного дела. В Арктическом государственном институте культуры и искусств (АГИКИ) было создано направление «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Первый выпуск был осуществлен в прошлом, 2023 году. АГИКИ дает будущим специалистам музеев арктических регионов знания в области арктического регионоведения, арктической циркумполярной цивилизации, культуры и искусства народов Арктики, в том числе материальной культуры. Эти знания необходимы для создания коллекций и их представления в музейных экспозициях и на выставках, для просветительской и экскурсионной деятельности».
Эксперты ПОРА – о настоящем и будущем арктических музеев:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Читайте также:
- Вокруг кинофестиваля Arctic open: культурная программа – сурово и не очень. Белое море в декабре, ОЗЯБ, Гостиные дворы, бывший морвокзал, поморское судостроение и пингвины на заработках
- Музей Норильска зажег собственное солнце: на фасаде здания появился интерактивный светящийся арт-объект. «Солнце» – часть проекта художницы Милы Михайловой «НорСвет», – меняет оттенки в зависимости от времени суток
- «Лайский Док. По волнам времени» – новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье. Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док
- Арктические музеи Европы: Финляндия и Норвегия. Торфяной дом, дымовая сауна, этнические деревни, золотая лихорадка, первооткрыватели, арктический ботанический сад, «Фрам» и «Йоа»
- 26 января в Москве открывается ряд выставок проекта об освоении Арктики «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Художественно-просветительский проект посвящен изучению Арктики, включая заполярные территории Красноярского края
- Выставка «Мастерская искусств "Русская Арктика"» открылась в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. В экспозиции представлены работы пяти авторов, созданные в ходе экспедиций на НЭС «Михаил Сомов»
- «Динозавры среди нас»: в Северодвинском краеведческом музее открылась выставка о птицах. «Есть ли в Архангельской области еще неоткрытые виды птиц? Как птенец дышит, находясь в яйце? А орлы у нас водятся?»
- В Мурманске 26 января открывается выставка Тамары Зуевой «Дыхание Севера» – к 95-летию со дня рождения художницы. Тамара Ивановна Зуева – участник легендарной творческой группы «Арктика»
- Китайскую живопись Гохуа покажут с 26 января по 1 марта в музее им. И.С. Шемановского на Ямале. В экспозиции «Движущая сила» – работы современного китайского художника Хао Шоумина
- На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из коллекции Музея Норильска. Это литографии, офорты и эстампы, которые в разные годы приобретены у авторов или получены в дар
- Поморье: Соловки набирают экскурсоводов, а «Школа кинопедагога» – преподавателей основ кинопроцесса. Обучение экскурсоводов начнется 2 февраля, заявки же на конкурс будущих кинопедагогов принимаются до 15 февраля
- 3 февраля «Музей Норильска» устраивает музейный этнографический праздник «Хэйро». Он посвящен встрече с первыми лучами солнца после долгой полярной ночи
- Познать Арктику за 2 часа: какими будут арктические музеи? Проблемы и возможности музеев, посвященных северной тематике, обсудили участники дискуссионного клуба ПОРА
- Мурманский краеведческий музей: рекордные показатели посещаемости. И лишь одна из причин – логистическая: два часа на самолёте от Москвы, полтора часа от Питера
- Таймырский краеведческий музей: самый северный в России. Одним из его масштабных «экспонатов» является и ежегодный ледоход на Енисее
- Малые Корелы: к 60-летию уникального музейного собрания. В этом месте есть все виды ландшафта, которые только можно встретить в Архангельской области, так что искусственные пейзажи здесь максимально приближены к реальным