Арктические города Скандинавии: от рыболовства и металлургии к науке и инновациям
Как они развивались в Швеции, Норвегии и Финляндии за Северным полярным кругом
Фото: Shutterstock
Арктические города скандинавских стран представляют собой уникальное явление – при всех географических и климатических факторах им удалось из рыболовецких деревень превратиться в центры региональной торговли, логистики, туризма и даже образования. Масштабные экономические преобразования поселений северной Лапландии начались с середины 20-го века, когда власти стали уходить от концепции моногородов и развивать технологическую и туристическую сферы.
Фото: Shutterstock
Традиционная экономика и промышленная революция
Как и на Аляске, экономика арктических городов Скандинавии опиралась на традиционные северные отрасли: рыболовство, охоту, добычу драгоценных металлов и древесину. Уже в 18 веке финский приморский город Кеми и речной порт Рованиеми стали региональными центрами рыболовства и морской торговли. Производство и экспорт морепродуктов в Европу обеспечивали рабочие места для местного населения и активное экономическое развитие.
Другой характерной чертой развития городских поселений стало их военное назначение. Норвежский Тромсё, основанный в конце 18-го века, долгое время был военным форпостом в Северном Ледовитом океане.
С середины 19-го века в арктических поселениях стало налаживаться добывающее и промышленное производство. Появлялись небольшие моногорода рядом с шахтами, где добывалась железная руда. Индустриализация подтолкнула развитие населенных пунктов, экономика которых была основана на промышленном производстве. Кроме того, в 1850-х годах в регионе стали появляться железные дороги, обеспечивающие транспортные связи с Россией и Европой.
Лесопромышленность и деревообработка стали ключевыми секторами финской экономики, Города строились вокруг производств целлюлозы и бумаги. В первой половине 19-го века в Финляндии появились первые центры химической промышленности.
Шло развитие и приморских городов. Тромсё в Норвегии из военного форта благодаря развитию парусных судов и технологий переработки рыбы превратился в центр судостроения и рыболовства.
Тромсё. Фото: Shutterstock
Инновационное развитие
Отличительной чертой полярных городов Скандинавии стало раннее развитие инновационной и образовательной сфер. Первые центры научных исследований и образования стали появляться уже в начале 20-го века в норвежском Тромсё и финском Рованиеми, тогда как в арктической Северной Америке не планировали отходить от концепции добывающего моногорода. Однако вплоть до второй половины 20-го века финские, шведские и норвежские научные центры служили промышленности. Экономика городов всё ещё держалась на добыче и производстве.
После Второй мировой войны скандинавский регион стал терять свои позиции в промышленной сфере. Развитие мировой торговли позволило европейским государствам закупать железную руду в других регионах мира по более выгодной цене. Тогда в скандинавских странах началась полноценная экономическая трансформация.
Властями были разработаны и воплощены в жизнь планы по развитию арктических городов в качестве научных, культурных и туристических центров Северной Европы. Рыболовная деятельность, добыча и переработка железной руды становились более технологичными и инновационными, благодаря чему эти сферы поддерживали свою конкурентоспособность в регионе. В Норвегии дополнительные инвестиции на развитие городов были привлечены за счёт бурно развивающейся нефтяной промышленности.
Рованиеми. Фото: Shutterstock
«Зелёная» экономика и образовательные центры
Современная экономика северных городов Скандинавии в значительной степени опирается на развитую инфраструктуру и инновации. Сейчас большая часть инвестиций направляется на развитие современных технологий, экологически чистых источников энергии и транспортных систем.
Арктические города активно внедряют принципы устойчивого развития и экологической ответственности. Первым стратегию «зелёного» роста утвердил финский город Рованиеми, декларируя переход на использование возобновляемых источников энергии и реализуя программы по снижению выбросов углерода. Приактический шведский город Лулео на северо-востоке страны стал лидером в области использования возобновляемых источников энергии. Благодаря инвестициям в ветряные фермы и гидроэлектростанции город на 90% обеспечивает своё энергопотребление из экологически чистых источников. Норвежский Тромсё планирует прийти к нулевому выбросу углеводородов к 2030 году.
Кроме того, скандинавские города в 21-м веке стали международными центрами науки и образования. Крупные университеты и научно-исследовательские центры привлекают молодёжь в Арктику. Финский Оулу, в котором обучаются в общей сложности 25 тысяч студентов, гордится самым молодым населением в Европе, средний возраст которого составляет 38 лет.
Туризм – ещё одна отрасль, на которую делают ставку власти арктических городов Скандинавии. Города активно продвигают через международные институты и конкурсы. Так, Норвежский город Будё вошёл в тройку лидеров общеевропейского конкурса на звание культурной страницы континента, наравне с городами южной Европы.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic
Эксперты – об опорных арктических городах:
- Юлия Алферова – IQ арктического города растет, если регион реализует цифровые решения
- Александр Балобанов – государство должно поддерживать разные инициативы по развитию опорных центров в Арктике
- Наталья Белякова — как найти «воспоминания о будущем» арктических городов
- Виктория Богинская — города в Арктике должны быть компактными
- Александр Воротников: «В Арктике необходима синергия государственных и частных инвестиций»
- Ольга Грицан – специфика образа жизни в малом городе как фактор развития в Арктике
- Надежда Замятина: «Почти каждый город Арктики – опорный»
- Ирина Красноперова — об этапах работы по определению опорных населенных пунктов в Арктике
- Вячеслав Марача — какими должны быть комплексные планы долгосрочного развития опорных поселений в Арктике
- Дмитрий Наринский — Современное пространственное планирование в Арктике требует формирования новых методик и идей
- Сергей Неустроев — о пространственном развитии якутских арктических населенных пунктов
- Сергей Никоноров — развитие арктических городов как задача государственного стратегического планирования
- Анна Ридигер — Арктическая урбанизация должна быть увязана с решением экологических проблем
- Валерия Савинова — как реализовать идею «умного города» в Арктике
- Юрий Хаханов: «Развитие городов в Арктике невозможно без инновационных технологий»
Читайте также:
- В. Иоппе: одна из первых книг по урбанизации Севера. Тоска по цветущим яблоням
- Процессы урбанизации в Арктике обсудили в Якутске. Николай Доронин выступил на экспертной сессии ОП РФ и Ленского клуба на тему: «Урбанизация на вечной мерзлоте: синтез экономики и экологии как основы благоустройства» форума «Сообщество»
- Теплый образ арктических городов. В Мурманске на базе Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики состоялось заседание дискуссионного клуба на тему «Арктическая урбанистика и её роль в устойчивом развитии региона»
- Климат-контроль. Возможна ли адаптация северных городов к климатическим изменениям?
- Три картины благоустройства. Возможно ли оно в арктических городах?
- Урбанизация американского Севера. Как развиваются арктические города США и Канады
- Гаражная цивилизация и цифровые двойники: куда движется Арктика. Эксперты ПОРА обсудили будущее опорных населенных пунктов в Российской Арктике
- Благоустройство городской среды в Мурманской области. «Яркое у нас в центре, а на периферии города всё серо»
- Арктические города Скандинавии. От рыболовства и металлургии к науке и инновациям
- «Важно, чтобы Арктика не уходила в свободное плавание». Проблематику опорных арктических населенных пунктов обсудил Экспертный совет при Рабочей группе Госсовета по развитию АЗРФ
- Проектный офис развития Арктики: «Норильск давно развивается как опорный город». В Норильске обсудили проекты, улучшающие социальные и экологические показатели заполярного города
- Опорные населенные пункты российской Арктики на карте. Показываем каждый из них