Климат-контроль: возможна ли адаптация северных городов к климатическим изменениям?
Новые подходы к созданию инфраструктуры
Организация Объединенных Наций называет изменения климата одним из главных вызовов нашего времени. К непредсказуемым погодным явлениям, вызванным разбалансировкой климата, многие не готовы: разрушаемый природный баланс сказывается и на привычном образе жизни арктических городов, и на комфорте проживающих в Арктической зоне российских граждан. Климатические изменения приводят к пересмотру подходов к созданию городской инфраструктуры: необходимо менять и параметры строительства, и организацию транспортного сообщения. Как же адаптироваться к разбалансировке климата? Перед какими вызовами мы сейчас стоим?
Жизнестойкие города
Август текущего года продемонстрировал жесткие последствия климатических изменений для арктических территорий. На Аляске США и в городах Норвегии зафиксированы подтопления поселений: по акваториям поплыли первые дома, унесенные водой из-за обрушения берега. Арктические города двух приарктических государств оказались не готовы к изменениям климата. По словам Антона Кульбачевского, руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, климат и климатические изменения стали темой номер один в повестке развития городской инфраструктуры. Руководство большинства городов мира озабочены этой проблемой, пытаются понять: как же разбалансировка климата может повлиять на городские агломерации и их население.
«Ученые высказывают целый ряд гипотез в отношении будущего развития событий. Что произойдет с климатом в ближайшие тридцать лет, предсказать никто не может. Однако жители мегаполисов уже столкнулись с климатическими изменениями. Растет число аномальных погодных явлений: жара, холод, ливни, смерчи, а также эпизоды с безветренной погодой, что способствует накоплению в атмосфере загрязняющих веществ. Для городского управления важно выработать меры адаптации к этим изменениям, как с точки зрения развития инфраструктуры, так и подготовки горожан», – считает руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, выступивший в ходе Московского урбанистического форума.
Потоп на Аляске в 2023 году. Фото: JLS Photography - Alaska / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0
По мнению Кульбачевского, климатическая повестка уже создала вокруг себя новую экономику. Прежде всего, это затронуло регулирование выбросов парниковых газов, а также перераспределение финансовых и товарных потоков, так называемых цепочек поставок. Все больше инвестиций направляется в технологии развития энергетического перехода.
В больших городах наблюдают повышение средней температуры, растет количество солнечных жарких дней. В российских регионах прогнозируется рост продолжительности периодов жары и холода до более 20 дней. К периоду 2035-2038 годов ученые относят пик экстремальных ливневых явлений. В этих условиях главными задачами для городских властей остаются безопасность людей и минимизация ущерба для инфраструктуры.
Городская «зеленая» инфраструктура (лесов и парков) выступает в качестве защищаемого объекта в условиях климатических изменений. Что касается электроэнергетического снабжения регионов, то пиковые нагрузки, связанные с экстремальными погодными явлениями, должны быть обеспечены резервными системами.
Фото: Дарья / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0
Транспортные системы и климат
Климатические изменения приводят к серьезному воздействию на транспортные системы арктических городов. Стабильность работы транспорта зависит от климатических факторов. Сильные снегопады затрудняют работу транспортных систем. Бесперебойная работа транспорта должна быть обеспечена в периоды обильных снегопадов и тяжелых гололедных явлений. В случае, если экстремальные явления сказываются на качестве дорожного полотна, локальные разрушения должны быть устранены в течение суток, а график планового ремонта и замены дорожного полотна должны быть разработана с учетом климатических особенностей региона и происходящих изменений.
«Если говорить о климатических изменениях в Арктике, нужно учитывать большое количество пространственных данных. Сбалансированный подход должен быть основан на анализе информации, а не на интуиции, в каждом отдельном случае, в каждом отдельном арктическом городе. Мы как научный центр готовы стать надежным партнером регионам: готовы анализировать данные и предоставлять информацию о том, как климат в каждом отдельном районе влияет на жителей и инфраструктуру. Мы можем проанализировать исторические данные и построить прогнозную модель изменений. Как будет меняться климат, на что это повлияет в Арктической зоне? В частности, для прибрежных городов происходящие климатические изменения могут сказаться на функционировании созданной там транспортной инфраструктуры. Мы готовы делиться с регионами нашими данными, полученными, в том числе, в результате спутникового наблюдения. Наш Московский университет геодезии и картографии является одним из вузов участников Созвездия Роскосмоса, что создает для нас привилегии получения научных данных дистанционного зондирования Земли. Глобальные задачи научного сообщества состоят в работе над точностью предоставляемых данных и над оперативностью их передачи», – рассказал нашему изданию Алексей Курлов, руководитель Лаборатории городских технологий и пространственного развития университета.
Фото: Вадим Кантор
Метан и углекислый газ
По итогам прошлого года в России зафиксировали рекорд по концентрации метана и углекислого газа за прошлый год. Арктические станции Териберка, Тикси отметили превышение среднегодового значения концентрации углекислого газа в атмосфере на 430 млн единиц, что стало рекордом за все время наблюдений. Количество метана в атмосфере России по среднегодовому показателю за 2022 год тоже достигло рекордной отметки в 2,02 трлн единиц.
По информации Росгидромета, прирост концентрации метана имеет глобальную тенденцию и происходит не только от антропогенных факторов, но и из природных источников, на которые влияет глобальное потепление.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic
Эксперты – об опорных арктических городах:
- Юлия Алферова – IQ арктического города растет, если регион реализует цифровые решения
- Александр Балобанов – государство должно поддерживать разные инициативы по развитию опорных центров в Арктике
- Наталья Белякова — как найти «воспоминания о будущем» арктических городов
- Виктория Богинская — города в Арктике должны быть компактными
- Александр Воротников: «В Арктике необходима синергия государственных и частных инвестиций»
- Ольга Грицан – специфика образа жизни в малом городе как фактор развития в Арктике
- Надежда Замятина: «Почти каждый город Арктики – опорный»
- Ирина Красноперова — об этапах работы по определению опорных населенных пунктов в Арктике
- Вячеслав Марача — какими должны быть комплексные планы долгосрочного развития опорных поселений в Арктике
- Дмитрий Наринский — Современное пространственное планирование в Арктике требует формирования новых методик и идей
- Сергей Неустроев — о пространственном развитии якутских арктических населенных пунктов
- Сергей Никоноров — развитие арктических городов как задача государственного стратегического планирования
- Анна Ридигер — Арктическая урбанизация должна быть увязана с решением экологических проблем
- Валерия Савинова — как реализовать идею «умного города» в Арктике
- Юрий Хаханов: «Развитие городов в Арктике невозможно без инновационных технологий»
Читайте также:
- В. Иоппе: одна из первых книг по урбанизации Севера. Тоска по цветущим яблоням
- Процессы урбанизации в Арктике обсудили в Якутске. Николай Доронин выступил на экспертной сессии ОП РФ и Ленского клуба на тему: «Урбанизация на вечной мерзлоте: синтез экономики и экологии как основы благоустройства» форума «Сообщество»
- Теплый образ арктических городов. В Мурманске на базе Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики состоялось заседание дискуссионного клуба на тему «Арктическая урбанистика и её роль в устойчивом развитии региона»
- Климат-контроль. Возможна ли адаптация северных городов к климатическим изменениям?
- Три картины благоустройства. Возможно ли оно в арктических городах?
- Урбанизация американского Севера. Как развиваются арктические города США и Канады
- Гаражная цивилизация и цифровые двойники: куда движется Арктика. Эксперты ПОРА обсудили будущее опорных населенных пунктов в Российской Арктике
- Благоустройство городской среды в Мурманской области. «Яркое у нас в центре, а на периферии города всё серо»
- Арктические города Скандинавии. От рыболовства и металлургии к науке и инновациям
- «Важно, чтобы Арктика не уходила в свободное плавание». Проблематику опорных арктических населенных пунктов обсудил Экспертный совет при Рабочей группе Госсовета по развитию АЗРФ
- Проектный офис развития Арктики: «Норильск давно развивается как опорный город». В Норильске обсудили проекты, улучшающие социальные и экологические показатели заполярного города
- Опорные населенные пункты российской Арктики на карте. Показываем каждый из них