Сейчас в Мурманске

16:13 0 ˚С Погода
18+

Климат-контроль: возможна ли адаптация северных городов к климатическим изменениям?

Новые подходы к созданию инфраструктуры

Северные города Изменение климата
Мария Кутузова
29 августа, 2023 | 16:21

Климат-контроль: возможна ли адаптация северных городов к климатическим изменениям?


Организация Объединенных Наций называет изменения климата одним из главных вызовов нашего времени. К непредсказуемым погодным явлениям, вызванным разбалансировкой климата, многие не готовы: разрушаемый природный баланс сказывается и на привычном образе жизни арктических городов, и на комфорте проживающих в Арктической зоне российских граждан. Климатические изменения приводят к пересмотру подходов к созданию городской инфраструктуры: необходимо менять и параметры строительства, и организацию транспортного сообщения. Как же адаптироваться к разбалансировке климата? Перед какими вызовами мы сейчас стоим?


Жизнестойкие города

Август текущего года продемонстрировал жесткие последствия климатических изменений для арктических территорий. На Аляске США и в городах Норвегии зафиксированы подтопления поселений: по акваториям поплыли первые дома, унесенные водой из-за обрушения берега. Арктические города двух приарктических государств оказались не готовы к изменениям климата. По словам Антона Кульбачевского, руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, климат и климатические изменения стали темой номер один в повестке развития городской инфраструктуры. Руководство большинства городов мира озабочены этой проблемой, пытаются понять: как же разбалансировка климата может повлиять на городские агломерации и их население. 

«Ученые высказывают целый ряд гипотез в отношении будущего развития событий. Что произойдет с климатом в ближайшие тридцать лет, предсказать никто не может. Однако жители мегаполисов уже столкнулись с климатическими изменениями. Растет число аномальных погодных явлений: жара, холод, ливни, смерчи, а также эпизоды с безветренной погодой, что способствует накоплению в атмосфере загрязняющих веществ. Для городского управления важно выработать меры адаптации к этим изменениям, как с точки зрения развития инфраструктуры, так и подготовки горожан», – считает руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, выступивший в ходе Московского урбанистического форума. 



Потоп на Аляске в 2023 году. Фото: JLS Photography - Alaska / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0


По мнению Кульбачевского, климатическая повестка уже создала вокруг себя новую экономику. Прежде всего, это затронуло регулирование выбросов парниковых газов, а также перераспределение финансовых и товарных потоков, так называемых цепочек поставок. Все больше инвестиций направляется в технологии развития энергетического перехода. 

В больших городах наблюдают повышение средней температуры, растет количество солнечных жарких дней. В российских регионах прогнозируется рост продолжительности периодов жары и холода до более 20 дней. К периоду 2035-2038 годов ученые относят пик экстремальных ливневых явлений. В этих условиях главными задачами для городских властей остаются безопасность людей и минимизация ущерба для инфраструктуры.

Как же обеспечить жизнестойкость города к стихийным погодным аномалиям? Для энергоснабжения серьезную угрозу представляет сильный ветер и ледяные дожди. Система теплоснабжения чувствительна к экстремальным температурам. Аномальные погодные явления оказывают негативное воздействие на конструкцию зданий и состояние дорожного полотна. Сильные снегопады затрудняют работу транспорта, влияют на надежность энергетических систем. Тема климатической устойчивости стала неотъемлемой частью концепции «здоровых городов» в России. В основе современной климатической политики городов лежит забота о людях. При работе с населением очень важна ранняя диагностика заболеваний, наносимых негативными экологически явлениями. 

Городская «зеленая» инфраструктура (лесов и парков) выступает в качестве защищаемого объекта в условиях климатических изменений. Что касается электроэнергетического снабжения регионов, то пиковые нагрузки, связанные с экстремальными погодными явлениями, должны быть обеспечены резервными системами.



Фото: Дарья / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0


Транспортные системы и климат

Климатические изменения приводят к серьезному воздействию на транспортные системы арктических городов. Стабильность работы транспорта зависит от климатических факторов. Сильные снегопады затрудняют работу транспортных систем. Бесперебойная работа транспорта должна быть обеспечена в периоды обильных снегопадов и тяжелых гололедных явлений. В случае, если экстремальные явления сказываются на качестве дорожного полотна, локальные разрушения должны быть устранены в течение суток, а график планового ремонта и замены дорожного полотна должны быть разработана с учетом климатических особенностей региона и происходящих изменений.

«Если говорить о климатических изменениях в Арктике, нужно учитывать большое количество пространственных данных. Сбалансированный подход должен быть основан на анализе информации, а не на интуиции, в каждом отдельном случае, в каждом отдельном арктическом городе. Мы как научный центр готовы стать надежным партнером регионам: готовы анализировать данные и предоставлять информацию о том, как климат в каждом отдельном районе влияет на жителей и инфраструктуру. Мы можем проанализировать исторические данные и построить прогнозную модель изменений. Как будет меняться климат, на что это повлияет в Арктической зоне? В частности, для прибрежных городов происходящие климатические изменения могут сказаться на функционировании созданной там транспортной инфраструктуры. Мы готовы делиться с регионами нашими данными, полученными, в том числе, в результате спутникового наблюдения. Наш Московский университет геодезии и картографии является одним из вузов участников Созвездия Роскосмоса, что создает для нас привилегии получения научных данных дистанционного зондирования Земли. Глобальные задачи научного сообщества состоят в работе над точностью предоставляемых данных и над оперативностью их передачи», – рассказал нашему изданию Алексей Курлов, руководитель Лаборатории городских технологий и пространственного развития университета.



Фото: Вадим Кантор


Метан и углекислый газ

По итогам прошлого года в России зафиксировали рекорд по концентрации метана и углекислого газа за прошлый год. Арктические станции Териберка, Тикси отметили превышение среднегодового значения концентрации углекислого газа в атмосфере на 430 млн единиц, что стало рекордом за все время наблюдений. Количество метана в атмосфере России по среднегодовому показателю за 2022 год тоже достигло рекордной отметки в 2,02 трлн единиц. 

По информации Росгидромета, прирост концентрации метана имеет глобальную тенденцию и происходит не только от антропогенных факторов, но и из природных источников, на которые влияет глобальное потепление.

Напряженную ситуацию специалисты Росгидромета отметили с загрязнением водных объектов в крупных центрах промышленного производства, районах добычи и разведки природных ресурсов. В прошлом году зарегистрирован 2471 случай экстремального загрязнения поверхности вод в 55 субъектах России. Климат и состояние окружающей среды в стране меняется, это приводит к разбалансировке климатических условий и экстремальным погодным явлениям. Большинство ученых и управленцев утверждают, что иного пути как адаптация к этим изменениям у нас нет. Опыт российских городов в создании новых адаптационных практик к климатическим изменениям должен стать примером применения наилучших и эффективных практик.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic




Эксперты – об опорных арктических городах:

Читайте также:


далее в рубрике