Сейчас в Архангельске

17:16 -3 ˚С Погода
18+

Сергей Никоноров – развитие арктических городов как задача государственного стратегического планирования

Экономист рассказывает об уже имеющемся у государства инструментарии решения проблематики развития арктических населенных пунктов

Северные города Материалы ЭЦ ПОРА
22 августа, 2023 | 21:19

Сергей Никоноров – развитие арктических городов как задача государственного стратегического планирования

Правительство России по поручению президента определит перечень арктических населенных пунктов в Арктике, которые будут считаться опорными. Для каждого из них впоследствии будут разработаны мастер-планы развития до 2035 года. О критериях отнесения городов и поселков к категории опорных, роли мастер-планов в процессе развития населенных пунктов и инструментальном значении госпрограммы развития АЗРФ рассуждает эксперт ПОРА Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 


Как будут определять «опорные населенные пункты» в Арктике

«Методические рекомендации по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий утверждены распоряжением Правительства РФ №4132-р от 23.12.2022. Так, опорным населенным пунктом можно считать населенный пункт, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию потребностей населения одного или нескольких муниципальных образований. Причем он должен отвечать следующим критериям:

а) не входить в границы городской агломерации;

б) иметь территории для перспективного развития и застройки;

в) находиться далее, чем на 50 км от населенного пункта с численностью населения более 50 тыс. человек;

г) иметь численность населения от 3 до 50 тыс. человек;

д) совокупная численность населения на прилегающих территориях должна быть не более численности населения ОНП;

ж) численность населения за 5 предшествующих лет не должна снизиться не более чем на 5 процентов;

з) иметь круглогодичную автомобильную связь с административным центром;

и) более половины населения должны иметь доступ к объектам инфраструктуры.

Однако от этих критериев вполне корректно отклониться, если территория характеризуется высокой или низкой плотностью населения или если отсутствует круглогодичная связь между прилегающими территориями и опорным населенным пунктом. И здесь может быть относительная свобода для креативного творчества.


Роль мастер-планов как документов стратегического планирования

Для комплексного развития населенных пунктов АЗРФ необходимы именно мастер-планы городов, способные стать реальной точкой отсчета дальнейшей урбанизации арктических территорий. Мастер-планы выглядят не только перспективнее, но и легче приспосабливаются к меняющимся реалиям, нежели громоздкие генпланы.

В ближайшее время может появиться до 25 таких документов. Мастер-план должен быть не просто перечислением новых объектов, он должен включать конкретные направления социально-экономического развития населенного пункта, а также ключевые инвестиционные проекты. То есть это – бенчмарк будущего, плюс реальная стратегия его достижения. Для арктических городов не годятся стандартные подходы по строительству и благоустройству. Здесь нужны новые инновационные решения для создания комфортной городской среды. И это, в свою очередь, прямо влияет и на качество жизни местного населения, и на инвестиционную привлекательность территории.


Инструментальное значение госпрограммы развития АЗРФ

В России реализуется государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ, включающая 145 проектов общей стоимостью 5 трлн руб. (в том числе 1 трлн бюджетных средств), 17 из которых определены приоритетными, «якорными». Каждый приоритетный проект является системообразующим, предназначен для решения задачи комплексного развития арктической территории, имеет межотраслевой и межтерриториальный характер, а также создает мультипликативные эффекты для других локальных проектов в регионе, на прилегающих неарктических территориях и в экономике страны в целом. 

Особенность программы в том, что впервые для ее введения подготовлен федеральный закон не отраслевого, а территориального развития. Введена новая экономическая модель развития АЗРФ на основе «опорных зон», который предусматривает: 

– развитие территории как целостного проекта путем взаимоувязки отраслевых проектов на всех этапах его осуществления; 

– реализацию проектов федерального значения, межрегиональных и нацеленных на развитие АЗРФ в целом, а также территорий, тяготеющих к АЗРФ и предприятий, научно-образовательных центров, расположенных вне АЗРФ, но выпускающих продукцию и услуги для арктических нужд; 

– взаимоувязанное применение всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки. 

В то же время, нужно учитывать, что новый механизм применен для решения уникальной задачи развития макрорегиона, включающего территории 9 субъектов, причем некоторые из них входят в Арктическую зону частично. Поэтому возможны сложности в реальном управлении проектами на этих территориях.

В АЗРФ будет крупный комплексный проект территориального макрорегионального значения, в составе которого будет реализовано 17 приоритетных проектов общей стоимостью около 0,8 трлн руб. до 2020 года одновременно, и 1,7 трлн руб. – до 2030 г. В связи с этим предусматривается применение проектного управления и создание сети проектных офисов, основной задачей которых будет межведомственная координация, увязка проектных и программных методов для достижения целевых показателей государственной программы по развитию АЗРФ.  Задача создания, размещения и организации функционирования проектных офисов в опорных зонах требует обоснования на основе применения научных методов организационного проектирования.

Учитывая капиталоёмкость и материалоёмкость приоритетных инфраструктурных проектов, необходимо предусмотреть мероприятия и проекты по развитию строительного комплекса в АЗРФ, в первую очередь промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, ориентированных на выпуск инновационной продукции, позволяющей сокращать сроки реализации проектов и повышать качество возводимых объектов инфраструктуры Арктической зоны России».



Эксперты – об опорных арктических городах:

Читайте также:


далее в рубрике